10.03.2010
Реформа городских пассажирских перевозок, проводимая городской администрацией, привела к тому, что большая часть предпринимателей-маршрутчиков теперь ездит по Улан-Удэ незаконно.
Несколько лет назад мэрия поставила задачу — в городе должны остаться лишь крупные организации. По официальной позиции, делается это для того, чтобы "навести порядок в городских пассажирских перевозках, покончить с беззаконием, привлечь инвестиции в отрасль". Как это часто бывает с обещаниями городской администрации, слова разошлись с делом. Складывающаяся практика показывает, что беззакония стало только больше. Начинается все с того, что городская администрация отдает преимущество при проведении конкурсов вполне определенным компаниям. Причем делается это крайне спорными методами.

Проведенные на республиканском уровне конкурсы по маршрутам (более прозрачные, кстати) показали, что перевозчики, связанные с ОАО "Городские маршруты", не чураются подтасовывать документы. В частности, выставляют на конкурс новые автомобили, которые, якобы, будут ездить по этому маршруту. Из-за этих машин перевозчик получает дополнительные баллы и выигрывает. Но впоследствии работают на маршрутах совершенно другие, гораздо более старые автомобили. "Козырные" машины кочуют из конкурса в конкурс, хотя реально работают только в одном месте. На республиканском уровне эти факты выявляются, и результаты уже нескольких конкурсов были отменены именно по этой причине.

В городе все иначе. Как считают многие перевозчики, конкурс здесь превращается в формальную процедуру выдачи разрешительных документов заранее определенной фирме и отсеиванию неугодных предпринимателей.

На все выигранные маршруты у фирм-победительниц автопарка, естественно, не хватает. И тогда к перевозкам привлекаются все желающие, у кого есть "микрик" и лицензия. С ними заключается договор, в котором победитель конкурса называется "организатором", а привлекаемый маршрутчик — "перевозчиком". На основании вот этой бумаги и ездит большинство городских "микриков".

Согласно законодательству о пассажирских перевозках этот документ является юридически ничтожным: организатором перевозок может являтся только государственный или муниципальный орган власти, но не хозяйствующий субъект. Имея на руках только такое сомнительное подтверждение своего статуса, перевозчики превращаются в абсолютно бесправных участников процесса.

Никаких прав и обязанностей между сторонами ничтожного договора не может быть. Однако у фирмы-победительницы есть формальные основания руководить маршрутом. А значит, она в любой момент, по своему усмотрению может выгнать того или иного перевозчика. А тот, в свою очередь, сделать ничего не сможет, судиться — бессмысленно: бумажки, по которым предприниматель работал, юридически ничтожны.

Как итог, по отношению к мелким предпринимателям разворачивается фактический произвол. Накладываются многочисленные поборы, как регулярные, так и чрезвычайные, взимается произвольная плата "за аренду маршрута". Причем, как правило, весь денежный оборот идет без документального оформления, "вчерную". Маршрутчикам приходится с этим мириться — иначе они потеряют работу в считаные секунды.

Незаконна и вся эта схема в целом. Победитель конкурса должен ездить по маршруту на собственных автомобилях, указанных в конкурсной документации, а привлечение посторонних лиц и автомобилей на маршрут недопустимо. Однако в Улан-Удэ эта норма не работает. Образовалась группа фирм, которые фактически, с помощью административного ресурса, прибрали к рукам городские перевозки. Ничего не вкладывая в них, не неся никаких рисков, "стригут купоны" с сотен предпринимателей.

Сейчас в Улан-Удэ действует три крупных юридических лица, занимающихся пассажирскими перевозками, которые выигрывают большинство конкурсов. Муниципальное предприятие ООО "Городские маршруты" (бывшее МУП), ОАО "Городские маршруты" (на 51% принадлежащее акционерам "Байкалфарма", на 49 — городской администрации) и частное — ООО "Сибирь-авто". Этим организациям администрация Улан-Удэ предоставила (путем конкурса или заключения временного договора) право на осуществление перевозок примерно по 70% маршрутов. Остальные 30% пока контролируются независимыми мелкими перевозчиками. Однако постепенно их берут под контроль три флагмана.

^