07.07.2004
Прошедшая в самом конце июня сессия Народного Хурала ознаменовалась принятием двух хорошо характеризующих состояние нашего парламентаризма законов. Были наконец приняты многострадальные поправки к бюджету 2004 года и Закон об изменении статуса депутата. Первое характеризует отсутствие у депутатов реальной государственной позиции — торг длиною в месяц закончился в общем-то ничем. Второе — степень личного корыстолюбия депутатов. Хурал увеличил бюджет парламента Бурятии на 30 миллионов рублей, 10 из которых — собственная заработная плата.
То, что государственное устройство Бурятии уже не отвечает требованиям времени, понятно совершенно всем. Бурятия как субъект власти занимается исключительно поддержанием общереспубликанских "штанов". Ни четких стратегических целей, ни самостоятельных идей по развитию нашего региона, одни попытки сохранить хотя бы то, что есть. Только на это и способна сама доставшаяся нам от прошлого века управленческая структура. Система коллегиальной ответственности, когда за принятые решения отвечает сразу ряд чиновников, приводит только к тому, что в итоге никто не отвечает ни за что.
Но если Правительство со скрипом начало процесс реформирования — два месяца работает комиссия по административной реформе — то Хурал ничего и слышать не хочет о переменах. Обсуждение даже самой необходимости — не то что каких-то деталей — парламентской реформы — дурной тон в среде депутатов.
Хорошо реформа парламента идет только в вопросе личных выгод депутатов. Все идет к тому, что все 66 депутатов станут получать хорошую зарплату и пожизненные государственные пенсии. Так, например, с будущего года уже половина депутатов Хурала будет получать заработную плату в размере от 12 до 38 тысяч рублей. Будут получать зарплату и помощники депутатов, которых с каждым днем все больше и больше. Через время оставшиеся без зарплат депутаты соберут парламентское большинство, чтобы назначить зарплаты себе...
Между тем, серьезные преобразования в парламенте крайне нужны. Институционально Хурал в том виде, в котором он работает сейчас, не способен играть значимую роль в республике. Авторитетные депутаты могут обеспечить принятие строчки в бюджете для нужд собственного избирательного участка или нужд своих предприятий. Большее депутатам не нужно. Это отчетливо показала последняя сессия. Встав в апреле "в позу" и не одобрив поправки к бюджету 2004 года, депутаты фактически выразили недоверие Правительству. Но за этой оппозиционной политикой реально стояло только желание перераспределить дополнительные бюджетные средства по своему усмотрению. В итоге Правительство пошло на уступки и несколько депутатов получили заветные бюджетные строчки.
В Хурале нужны полноценные республиканские политические партии с четкими программами и взглядами на развитие Бурятии в целом, а не отдельных избирательных участков. В этом плане многое может изменить переход на мажоритарнопропорциональную систему формирования Хурала. Который, кстати, депутаты успешно саботируют категорически не желая обсуждать этот вопрос.
^