31.03.2010
25 марта в Улан-Удэ прошла республиканская конференция на тему инклюзивного профессионального образования. Обсуждалось, как помочь инвалидам получить профессию и работу.
— Первый проект был реализован в 2003 году, — говорит Галина Горбатых, заместитель председателя фонда "Общество без барьеров". — Мы начали проводить кинофестивали, работать со школами, общественностью по подготовке к приему людей с инвалидностью. Сегодня вопросы по инклюзивному образованию ставятся уже на уровне министерств.

Чиновники действительно признают тот факт, что инклюзивное образование — вещь нужная. Но пока Бурятия отстает от других регионов страны с внедрением этой программы.

— Инклюзивное образование актуально для России и вообще для всего мира, — говорит Валерий Сергеев, заместитель министра образования Бурятии. — Однако если в мире давно предпринимаются меры и можно наблюдать хорошие результаты, то у нас все только начинается.

В школах Бурятии началось какое-то движение, но в вузах, ссузах инклюзивного образования нет. Поэтому речь на конференции пошла о профессиональном образовании людей с инвалидностью.

— В вузах нет условий для очного образования, нет доступа к лабораториям, аудиториям, — говорит Галина Горбатых. — Есть альтернативы в виде дистанционного обучения. Но все-таки некоторым дисциплинам, например химии, невозможно обучить дистанционно.

На сегодняшний день в вузах Бурятии на заочном отделении обучаются около 200 людей с инвалидностью. Нередки случаи, когда молодым людям с инвалидностью отказывают в приеме просто потому, что человек не сможет добраться до аудитории: нет пандусов, лифтов.

Практически единственной площадкой, где люди с ограниченными физическими возможностями могут получить профессиональное образование, является лицей 7. В настоящее время в стенах лицея обучаются 136 людей с инвалидностью в возрасте 15—25 лет.

— Вместе со здоровыми сверстниками они получают образование по специальностям "оператор электронного набора и верстки", "оператор ЭВМ", "бухгалтер", "секретарь", "повар-кондитер", "мастер строительных работ", — говорит Людмила Александрова, директор лицея 7. — Однако процент трудоустройства низкий.

^