31.03.2010
Любопытные бои местного значения происходят между УФАС по Бурятии и министерством здравоохранения республики. Сначала федеральная служба уличает ведомство в нарушениях закона, потом минздрав исполняет требования УФАС, но параллельно пытается оспорить его в суде.
Лекарства за госсчет

Речь идет о дорогостоящей программе "Обеспечение населения лекарственными средствами" (ОНЛС). В ее рамках больницам, поликлиникам, аптекам и другим медучреждениям надо сделать заявку, в данном случае на 1 полугодие 2010 года, сколько лекарств им потребуется.

Составление этой заявки — дело весьма хлопотное. В общем, своим приказом минздрав Бурятии определил, что первоначальной работой с медицинскими учреждениями — отправкой шаблона-заявки, сбором информации, формированием сводной заявки — будет заниматься ГП РБ "Бурят-Фармация".

Однако Антимонопольная служба, проведя проверку, заявила, что "Бурят-Фармация" является коммерческой организацией и создано, в том числе, в целях получения прибыли. К тому же закон "О защите конкуренции" запрещает передавать функции исполнительной власти хозяйствующим субъектам, коим "Бурят-Фармация", безусловно, является. И вообще, по мнению УФАС по Бурятии, именно само министерство здравоохранения обязано организовывать обеспечение население лекарствами, в том числе определять потребность в них.

Минздрав Бурятии пытался объяснить ситуацию. "Бурят-Фармация", дескать, является государственным предприятием, "дочкой" правительства Бурятии. Поэтому эта структура по-любому относится к сфере управления минздрава. И, вследствие этого факта, "Бурят-Фармация" вполне может помогать государству, то есть обеспечивать народ лекарствами в таком вот виде.

Эксклюзивный участник

Представители УФАС Бурятии заявили, что организационно-правовая форма "Бурят-Фармации" их не волнует. А волнует их то, что эта организация заранее собрала всю необходимую документацию по поставкам лекарств на 1 полугодие 2010 года — заявки от тех же больниц и аптек — а потом проанализировала их. Затем та же "Бурят-Фармация" участвует в открытом конкурсе на поставку и отпуск лекарственных средств для обеспечения граждан, имеющих право на госпомощь.

В начале декабря 2009 года конкурс признается не состоявшимся по всем лотам из-за наличия единственного участника — "Бурят-Фармации". С этой структурой и подписывается контракт по всем 27 лотам на общую сумму свыше 85 миллионов рублей.

УФАС по Бурятии настаивает, что участник конкурса — "Бурят-Фармация" — имела доступ к информации в приоритетном порядке по сравнению с другими потенциальными участниками: цифры о потребностях лекарств на I полугодие были известны там задолго до объявления конкурса. В общем, за "Бурят-Фармацией" оказались "преимущественные условия участия в торгах".

Хитрый ход министерства

Доводы минздрава Бурятии не были приняты во внимание, и УФАС по Бурятии выдает ведомству предписание. В нем указывается отменить некоторые пункты того самого приказа, где "Бурят-Фармация" занимается подготовкой и сбором информации по лекарствам. Федеральная служба дает понять, что в министерстве есть достаточно людей и сил, чтобы оно само занималось этой работой, без помощи извне.

В положенный срок, до 1 марта 2010 года, министерство здравоохранения Бурятии выполняет предписание. Приказа в таком виде в пользу "Бурят-Фармации" более не существует.

Казалось бы, инцидент исчерпан, однако спустя три недели, 22 марта, министерство здравоохранения подает заявление в Арбитражный суд Бурятии. Ведомство требует все решения по выше обозначенному делу считать незаконными, в том числе и "возбуждение дела", и "предписание".

В заявлении развернуто сообщается, что ни одна из функций минздрава не была передана на сторону, в данном случае "Бурят-Фармации". В свою очередь, в Уставе этой организации сообщается, что она "определяет текущую и перспективную потребность лекарств в целях формирования госзаказа". В общем, в минздраве уверены, что "вправе давать предприятию поручение в рамках сбора информации о лекарствах".

Государственный капитализм

Для УФАС по Бурятии ответный ход минздрава был некоторой неожиданностью. От предположений, зачем минздраву республики сначала выполнять предписание, потом его оспаривать, там уклонились.

В свою очередь можно отметить, что ситуация выглядит двусмысленной. Получается, что "Бурят-Фармация" собирает цифры о потребностях в лекарствах, работает с аптеками и больницами по заполнению заявк, аккумулирует их, проводит анализ, чтобы в дальнейшем выйти на конкурс и победить. По сути, готовит документы для самой себя любимой, но в рамках данных ей полномочий.

С другой стороны, еще со времен Советского Союза не нашлось в Бурятии организации. которая могла бы осуществить подобную работу — "покрыть" территорию республики медикаментами в полном объеме. Нет никакой альтернативы, и в ближайшем будущем не предвидится. Налицо, таким образом, некий формат государственного капитализма, вероятно, совсем не лучшего качества, вокруг которого и пытаются спорить ведомства.

^