14.04.2010
Апрель на дворе, и "переобуваться" в летние покрышки будем скоро — несмотря на этот зимний пейзаж за окнами, думать лучше о приятном! Поэтому будем оптимистами и начнем говорить о том, как правильно выбрать покрышки на лето.

Широкие шины

Напомним, что для автомобиля оптимален размер, который задуман отцами-разработчиками. Желательно выбирать те шины, которые рекомендованы производителем данной машины. Если в своих экспериментах зайти далеко, можно получить ухудшение управляемости автомобиля, сократить срок службы покрышек, ну, а такая мелочь, как искажение показаний спидометра, произойдет в любом случае. Однако зачастую для одной и той же модели завод может рекомендовать шины разного типоразмера.

Типоразмер шины зависит от того, какие диски стоят на вашем автомобиле — железные или из алюминиевого сплава. Обычно диски из алюминиевых сплавов имеют больший радиус из-за меньшей массы. Двигатель и его мощность тоже влияют на выбор покрышек. Считается, что на более мощную и быструю машину нужно ставить более широкие шины. И, наоборот, на машину с небольшим объемом двигателя стоит поставить шины поуже.

Итак, выбирая шины из рекомендованных типоразмеров, будем ориентироваться на следующие факты. У более широких шин большее пятно контакта автомобиля с дорогой, лучшие характеристики при торможении и разгоне (проявляется у машин с мощным двигателем), лучшее прохождение поворота на большой скорости. Это привлекает, поэтому теперь о минусах: более высокая цена, больший вес (особенно пострадают малолитражные автомобили), немного больший расход топлива, увеличение эффекта аквапланирования.

Иногда, разглядывая две модели шин, трудно понять, почему их стоимость отличается в два раза? Ведь с виду эти шины почти идентичны! Ответ — в составе материала и сложностях производства: новые материалы и технологии обходятся потребителю дороже. Но зато позволяют значительно улучшить основные характеристики шины: снизить ее вес и расход топлива, уровень шума, сократить тормозной путь, увеличить ресурс шины, улучшить управляемость автомобиля. Так что все кажущиеся переплаты — только кажущиеся.

Рисунок протектора направленный или симметричный

Разбираемся дальше, мы подошли к "анатомии" покрышек. Есть направленный рисунок протектора, есть симметричный, есть обычный симметричный. Направленные и несимметричные рисунки протекторов в последнее время используются наиболее часто, особенно на дорогих моделях шин. Это объясняется тем, что таким образом удается получить шины с более качественными характеристиками, чем при использовании симметричного рисунка протектора. Например, удается достигнуть более качественного выброса воды или снега из пятна контакта при сохранении или даже и улучшении других параметров.

Устанавливая на свой автомобиль колеса с направленным рисунком, обратите внимание на то, что такая шина должна вращаться только в направлении, указанном стрелкой (см. боковину шины). Неправильная установка шины приводит к существенному ухудшению управляемости автомобилем и к быстрому износу шины. Направленные шины имеют отличные эксплуатационные характеристики и лишь единственный недостаток. Их невозможно переустановить без перебортовки колеса с одной стороны на другую. Отсюда проблема с запаской, так как неизвестно, какую шину повредишь, правую или левую. Поэтому владельцам "направленных" шин лучше возить с собой запаску с симметричным рисунком протектора. Если же у вас на запасной шине рисунок протектора направленный, то целесообразно монтировать ее на колесный диск для правой стороны. Дело в том, что, по статистике, правые колеса более подвержены проколам и повреждениям, чем левые.

Шина с несимметричным рисунком протектора должна устанавливаться только надписью OUT Side снаружи автомобиля и, соответственно, IN Side — к центру автомобиля. Неправильная установка шины приводит также к значительному ухудшению управляемости автомобиля и к более быстрому износу шины. Такие шины весьма хороши, заодно у них нет проблемы с установкой "запаски", т.к. наружная сторона всегда остается наружной.

Шины с симметричным рисунком протектора обладают приличными потребительскими характеристиками и очень важным преимуществом перед конкурентами — соотношением "цена/качество". Для многих автовладельцев этот показатель является определяющим, ведь не всем нужны суперпокрышки для шоссейных гонок, многим нужны просто недорогие, но качественные шины. В этой нише шины с симметричным рисунком протектора находятся вне конкуренции.

Дождевые покрышки

Есть еще одно словосочетание, которое у всех на слуху, — дождевые покрышки. Как видно уже из названия, дождевые шины разработаны для езды в погоду с жидкими осадками. Отличие дождевых шин от обычных состоит в том, что они более успешно борются с эффектом аквапланирования. Это достигается за счет увеличения водоотводящих каналов и дополнительных продольных канавок на рисунке протектора. Как известно, когда автомобиль въезжает в лужу на скорости, то между колесом и дорогой образуется водяная прослойка.

Колесо начинает скользить по поверхности воды, теряя сцепление с дорогой. Соответственно, автомобиль становится неуправляемым, что недопустимо. Стоит отметить, что, хотя автомобиль с дождевыми шинами обладает лучшей управляемостью (по сравнению со своими собратьями, "обутыми" в обычные шины) на мокрой дороге, на сухом асфальте управляемость машины становится немного хуже. Это связано с тем, что за счет увеличения канавок для отвода воды уменьшается площадь пятна контакта шины с дорогой, поэтому управляемость и снижается.

Почему шины лопаются

Важный вопрос, на который многие столкнувшиеся с этим хотели бы знать ответ: почему шины иногда лопаются на ходу и как этого избежать? Чтобы минимизировать риск выхода шины из строя на полном ходу, нужно знать основные причины, приводящие к повреждению шины. Это либо наезд на посторонний предмет, либо попадание колеса в яму на большой скорости. При этом, как правило, повреждается колесный диск и нарушается герметичность покрышки.

От этих гадостей никто не застрахован, дороги этой весной просто ужас, и, чтобы избежать потерь, можно только быть супервнимательным на дороге и ездить медленно.

Но есть и другие причины, по которым шина может лопнуть на ходу, и которых можно избежать: неправильное давление (оно приводит к перегреву шины и разрушению конструкции); механические повреждения шины и посторонние предметы, проткнувшие ее; сильный износ покрышки и старение резины (потеря ее эластичности, заметны маленькие трещинки на поверхности шины). Поэтому нужно следить за давлением в шине, перед установкой периодически (после "залета" в яму) внимательно ее осматривать. О том, как выбирать покрышку, исходя из ее характеристик, и что значат многочисленные маркировки, мы поговорим в одном из ближайших выпусков "Автоформулы".

Комментарий специалиста:

"Шины при правильной эксплуатации должны проходить 50—90 тыс. км. Точнее не сказать: ресурс покрышки зависит и от типа резины, и от производителя, и от технического состояния автомобиля, элементов подвески в частности. Чем "здоровее" машина, тем дольше проходят на ней покрышки. На срок службы резины влияет и манера вождения водителя, но в большом городе при условии соблюдения Правил движения стиль езды в среднем одинаков. Нужно заметить, что два комплекта покрышек — зимний и летний — ходят не меньше, чем один всесезонный. А качество езды будет намного выше, не говоря уже о безопасности движения!

Также из соображений безопасности не рекомендуется доводить протектор до минимума, т.е. прописанной в ПДД величины в 1.6 мм. Не надо подвергать риску себя, своих пассажиров, семью да и других участников дорожного движения. Кстати, шины по-разному "носятся" на осях, например, на машинах с передним приводом снашиваются быстрее передние — они и ведущие, и "тормозящие"; на полном приводе быстрее "носятся" задние (они пробуксовывают, в отличие от загруженных мотором колес передней оси), поэтому надо регулярно делать смену. Упрощенно: задние колеса надо ставить на переднюю ось с соблюдением стороны — правое на правое, левое — на левое (тем более это касается шипованных и направленных покрышек!).

И еще: следует менять все четыре покрышки одновременно, а не по две, чтобы обе оси имели одинаковое сцепление с дорожным покрытием (ну или бездорожной поверхностью). При правильной эксплуатации и регулярной смене задних с передними все четыре покрышки износятся одновременно, а на машинах с полным приводом одинаковые шины — обязательное условие! Иначе из строя выйдут дифференциалы, муфты и прочие межосевые/межколесные узлы. Кстати, по правилам нужно включать в схему смены покрышек и запаску, но это слишком сложно для большинства атвовладельцев, у которых и запаска-то — малоразмерный "банан".

Советуем покупать обязательно новую резину, не бывшую в употреблении! Во-первых, это ваша безопасность, во-вторых, на свою продукцию производители дают гарантию. Такие компании, как Michelin и Nokian, рассматривают каждое обращение потребителя! Соответственно, можно в случае аварии по причине внезапного выхода покрышки из строя заменить ее по гарантии, а если помечтать, то еще и в суде требовать возмещения ущерба, например, претендовать на новый автомобиль — как вариант! Но это скорее шутка, в наших-то реалиях.

По поводу выбирать российскую или импортную резину однозначного ответа нет. Конечно, покрышки импортные хороших производителей, которые имеют мощную базу для исследований, лучше. И если можете себе позволить, покупайте импортные покрышки: это и удовольствие от вождения, и безопасность, и гарантия. Но можно ездить и на отечественных, поскольку наши заводы постоянно улучшают качество продукции.

И еще: для наших дорог желательно брать резину с высотой профиля не менее 60%. Такие шины не жесткие, не грубые, они дают меньше шума, а более низкие, например, на 55 и меньше, очень грубо передают дорогу. Наоборот, резина с профилем 65% гораздо мягче и тише, хотя чувствуется увод в повороте на высокоскоростных режимах.

^