28.04.2010
В списке семнадцати вопросов очередной сессии городского Совета депутатов главным можно назвать один — о внесении законодательной инициативы в Народный Хурал Бурятии, касающейся межбюджетных отношений между столицей и республикой.
Эта тема возникала и ранее, но сначала документ был отправлен на доработку, затем в стране разразился финансово-экономический кризис. Сейчас, как посчитали народные избранники, настало время вернуться к этому актуальному вопросу.

Действительно, на одной из сессий, состоявшихся в прошлом году, депутаты говорили о своей готовности вступить в диалог с республикой в отношении пересмотра межбюджетных отношений. И тогда, и сейчас неизменным остается то, что доля налоговых поступлений в бюджет республики, которые перечисляет столица, составляет более 70%. Из этой суммы, по словам председателя городского Совета депутатов Александра Голкова, обратно город получает примерно лишь одну четверть.

Денег не хватает катастрофически, приходится сокращать финансирование муниципальных целевых программ, переносить сроки сдачи социально необходимых для горожан объектов — детских садов, школ, поликлиник. Так, например, потребность в финансировании реализации муниципальных программ составляет 1 млрд 164 млн рублей, из которых утверждено в бюджете лишь 317 млн рублей — это чуть более 27% от необходимой суммы.

— Мы бы вышли с такой инициативой и ранее, но коррективы внес финансовый кризис, — отметил в своем выступлении Александр Голков. — Однако сейчас, если опираться на выступление председателя правительства РФ Владимира Путина, процесс рецессии в стране закончен, нужно продолжать процессы развития. Поэтому было принято решение вынести на сессию вопрос по обращению к депутатам Народного Хурала.

Горсовет предлагает закрепить за муниципальными образованиями нормативы отчислений от двух налогов: взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения — в размере 90% и транспортного налога — в размере 100%. Такая инициатива продиктована недостаточным финансовыми ресурсами в муниципалитетах, для выполнения вопросов местного значения, определенных федеральным законом.

— В посткризисных условиях эта тема имеет большую актуальность, — считает Александр Голков. — За последние 9 лет удельный вес поступлений в местный бюджет сократился с 41% до 19%. Ежегодно сокращается доля муниципального имущества, которое ранее сдавалось в аренду, а средства от этого поступали в муниципальный бюджет. Так, в 2005 году доходы от аренды имущества принесли казне 141 млн рублей, а четыре года спустя эти суммы сократились более чем в два раза.

Кроме того, подчеркнул председатель горосовета, с момента принятия 131-го Федерального закона "О местном самоуправлении" перечень вопросов муниципального значения и полномочий органов местного самоуправления значительно расширился. Изначально он состоял из 28 пунктов, сейчас их уже 38. Между тем, во многих областях России эти и другие проблемы муниципальные власти решают как раз-таки с помощью зачисления в городскую казну транспортного налога.

Во многих регионах муниципалитетам отдают до 50% от налога по упрощенной системе, а также от 5 до 40% — на имущество. Поэтому вполне понятно желание столичных властей и депутатов горсовета решить проблему наполняемости бюджета за счет рокировки некоторых налогов.

— В случае принятия поправок, которые нами предлагаются, доходная часть увеличится на 485 млн рублей, в целом доходы вырастут на 684 млн, — констатировал Александр Голков. — Это, в свою очередь, может повлечь за собой пересмотр дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов из Республиканского фонда финансовой поддержки.

К слову сказать, в этом году на выравнивание бюджетной обеспеченности в республиканской казне предусмотрена сумма в 3 млрд 198 млн рублей. Из этой суммы на Улан-Удэ приходится лишь... 47 млн рублей. Город кормит республику, оставаясь при этом ни с чем.

— В случае если инициатива депутатов будет поддержана коллегами из Народного Хурала и дополнительные нормативы отчислений по налогам будут закреплены за Улан-Удэ, город сможет сократить размер муниципального долга, увеличить финансирование на строительство, завершение строительства, капитальный ремонт социальных объектов, — заключил Александр Голков.

Было бы нелишним сказать, что на этой сессии обсуждали изменения, внесенные в Программу социально-экономического развития Улан-Удэ на 2008—2010 годы. Ряд показателей в документе скорректирован в сторону уменьшения в связи с сокращением доходов муниципального бюджета. И опять-таки, спасти положение можно было бы посредством принятия Народным Хуралом законодательной инициативы, предложенной горсоветом.

Несмотря на жесткую экономию и дефицит бюджета, столица планирует получить дополнительные доходы, а также средства, полученные за счет экономии по обслуживанию муниципального долга, которые предполагается направить на все те же социальные объекты. В планах — капитальный ремонт детских садов, школ, ремонт памятников воинам, погибших в годы ВОВ, разработка проектно-сметной документации по строительству лыжной базы в п. Аршан и многое другое. В этой связи депутаты городского Совета лишь напомнили своим коллегам из Народного Хурала о том, что они являются такими же горожанами, а значит, проблемы у республики и столицы должны быть общими.

^