05.05.2010
В Бурятии работе с кадрами уделяется особое внимание. Одним из основных инструментов кадровой работы является формирование резерва на замещение должностей различных уровней в системе госуправления. Об этом наш разговор с заместителем председателя правительства Республики Бурятия - - руководителем администрации президента и правительства Республики Бурятия Петром Носковым.
— "Кадры решают все" — сегодня этот лозунг актуален как никогда, — говорит Петр Носков. — Построение демократического правового государства требует создания адекватной системы органов государственной власти. А для того, чтобы такая система работала эффективно, должна быть обеспечена сменяемость и преемственность через такой механизм, как кадровый резерв. Есть несколько видов кадровых резервов. По инициативе президента Республики Бурятия сформирован молодежный "запас" "Золотой фонд Республики Бурятия". По своим критериям формируются резервы в бизнес-структурах.

В соответствии с поставленной президентом Российской Федерации задачей о необходимости создания резерва управленческих кадров сформирована система управленческих кадров, включающая в себя федеральный, региональный и муниципальный уровни.

В управленческий резерв республики вошли 476 человек, из них 330 — на замещение должностей государственной гражданской службы категории "руководители". Резерв на должности глав муниципальных образований составляет 109 человек. Кроме того, сформирован резерв руководителей республиканских государственных учреждений из 146 человек.

— По каким критериям отбирается кандидат в управленческий резерв?

— Основными критериями являются: личностно-деловые качества кандидата, сочетающие в себе знания, умения, навыки успешного руководителя, наличие высшего профессионального образования, возраст от 25 до 50 лет, опыт работы, стаж государственной службы не менее 6 лет или стаж работы по специальности не менее 7 лет.

— Привлечение молодых управленцев привело к повышению уровня работы правительства РБ и других органов?

— Молодые управленцы сегодня достаточно востребованы. Это люди, предлагающие новый взгляд на существующие проблемы, способные выйти за рамки традиционных подходов. Вы знаете, что есть назначения, есть хорошие примеры. Так, в министерствах культуры, образования и науки, сельского хозяйства и продовольствия, развития транспорта, энергетики и дорожного хозяйства с приходом молодых министров наблюдается активизация работы, чувствуется приток "новой крови", для повышения эффективности деятельности в этих отраслях используются новые методы и решения.

— В целом что собой представляют кадры, работающие сейчас в правительстве РБ, агентствах, комитетах?

— 100 процентов государственных гражданских служащих Бурятии имеют высшее профессиональное образование, в основном это специалисты с управленческим, юридическим, экономическим образованием. Около 50 процентов госслужащих имеют два высших образования. Есть люди с учеными степенями, это доктора и кандидаты наук в различных областях знаний. Средний возраст гражданских служащих — 43 года. 45 процентов госслужащих находятся в возрасте до 40 лет. 19,7 процента имеют стаж работы свыше 15 лет. В системе госслужбы работают около 60 процентов женщин, в основном в категории "специалисты".

— Есть ли в органах исполнительной власти РБ свободные рабочие места? Существует ли текучесть кадров?

— У нас ведется единый банк вакансий. Исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия десятого числа каждого месяца в администрацию президента и правительства Республики Бурятия предоставляется информация об имеющихся вакантных должностях по утвержденной форме. Сводная информация о вакантных должностях размещается на нашем официальном сайте в разделе "Государственная гражданская служба". Вакансия может замещаться гражданином, состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе, в случае соответствия квалификационным требованиям. В 2009 году 75 процентов назначений на вакантные должности государственной гражданской службы Республики Бурятия было осуществлено из кадрового резерва. По этому показателю Бурятия занимает третье место среди регионов Сибирского федерального округа.

К вопросу о текучести кадров. В республике оттока квалифицированных специалистов из числа госслужащих особо не наблюдается. Сейчас возросло количество молодых людей, желающих попробовать себя на госслужбе, хотя многие не знают об особенностях такой работы. Во-первых, существует высокий уровень ответственности за каждое принятое решение. Во-вторых, гражданские служащие должны соблюдать определенные запреты и ограничения. В-третьих, необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, чтобы соответствовать необходимым требованиям. А также работать интенсивно, часто бывают "цейтноты", но зато в процессе работы получаешь хорошие навыки и опыт, который будет востребован везде.

— А какие, на Ваш взгляд, существуют проблемы при формировании и использовании кадрового резерва?

— Да, есть проблемы, которые требуют решения, в том числе и на федеральном уровне. Сегодня отсутствие Положения о сводном кадровом резерве сказывается на эффективном использовании резервистов. Необходима нормативная база, которая бы устанавливала единую структуру и порядок формирования федерального резерва, кадрового резерва в субъектах Российской Федерации и сводного резерва. Также необходима ясность в части назначения на вакантные должности гражданских служащих из резерва, сформированного на основе аттестации. Аттестационным комиссиям предоставлено право по результатам аттестации вносить рекомендации о включении аттестуемого в резерв на выдвижение. В то же время назначение на должность гражданской службы может осуществляться без проведения конкурса, только если кадровый резерв сформирован на конкурсной основе. Получается, что решения аттестационной комиссии недостаточно, и гражданский служащий должен принять участие в конкурсе для включения в резерв. Это вызывает сложности и в обеспечении ротации кадров.

— В управленческом резерве числятся почти 500 человек. Они все — жители Бурятии?

— Большинство резервистов — из числа жителей республики. Но есть молодые специалисты — уроженцы Бурятии, выпускники высших учебных заведений Иркутска, Новосибирска, Москвы, которые проживают в этих городах. Работа по поиску и привлечению перспективных специалистов проводится через Полномочное представительство Республики Бурятия в Москве, землячества в других регионах.

— Пополняется ли резерв или указанного количества хватает?

— Резерв кадров постоянно пополняется, обновляется и расширяется, в основном за счет молодежи. Кадровый резерв делится на две составляющие: резерв функционирования и резерв развития.

Нахождение гражданина в резерве функционирования по определенной должности не превышает трех лет. Резерв развития формируется из молодежи в возрасте 25—30 лет, способной при дополнительном образовании достичь соответствия квалификационным требованиям к должности государственной гражданской службы. В таком резерве специалист может состоять до семи лет.

Кроме резерва управленческих кадров непосредственно на государственную и муниципальную службы, мы занимаемся подбором и формированием резервов на должности руководителей государственных, автономных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности республики. Руководители исполнительных органов государственной власти республики согласовывают кандидатуры с администрацией президента и правительства Бурятии.

— К этой рекомендации прислушиваются?

— Да, прислушиваются. Более того, специалистов, находящихся в кадровом резерве, в том числе и в резерве "золотого фонда РБ", принимают к себе на работу не только республиканские и муниципальные государственные учреждения, но и частные предприятия, бизнес-структуры. Кадровый резерв востребован. Все включенные в резерв имеют индивидуальные планы подготовки, принимают участие в республиканских мероприятиях, проходят стажировки, повышают квалификацию на семинарах. В 2009 году по учебной программе "Основы государственного управления" обучено более 100 человек. В этом году планируется целевое обучение резервистов по развитию управленческой компетенции.

— Спасибо за беседу.

^