05.05.2010
Наблюдая то, что творится на улицах города, нормальный культурный человек приходит в ужас. Некультурный — усугубляет беспорядок: автомобили припаркованы где попало и как попало: за "кирпичом", под "крестиком", а в наиболее запущенных случаях — и посреди тротуара. Поэтому самое время напомнить о правилах парковки, ну заодно и о том, как это делается правильно. Можно не задумываясь бросать транспорт, а можно изучать особенности парковки — и обнаружить, что это целое искусство. Это и отличает Водителя от водЯтела.

Куда приткнуться

Чтобы нормально встать — не быть обозванным "дятлом", не рисковать целостностью своей колесной собственности и при этом еще и не нарушить ПДД — приходится учитывать несколько обстоятельств. По поводу ПДД я как-то уже писала, что не нарушить правил стоянки в оживленных местах города при нынешнем дефиците места просто нереально. Но одно дело — затесаться в стройный рядок машин, стоящих под знаком "Остановка запрещена", другое дело — перекрыть проезд, въезд или выезд, "расшипериться" посреди тротуара или бросить автомобиль сразу за закрытым поворотом.

Даже если вы покидаете свое транспортное средство "на минуточку", оставляйте возможность для его объезда. Во-первых, минуточкой очень часто не ограничивается (оказалась очередь, нужного человека нет на месте, у вас вдруг случился важный звонок...). Во-вторых, по закону подлости, если вы заперли одну машину из десяти, именно ее водитель захочет выехать! А во время ожидания время тянется невероятно долго, и он скажет о вас то, что вы о себе и не знали.

Предусмотрительные водители еще и оценивают, как они будут выезжать после стоянки. Зачастую гораздо практичнее загнать машину в "дырочку" задним ходом, чтобы после легко выехать "лицом" вперед. Одна улан-удэнка, начинающий водитель, единственная в своей многочисленной конторе, ставит машину кормой к забору. Самая неопытная, она оказалась самой практичной! "Пока парковка свободная, я спокойно разворачиваюсь и заезжаю задним ходом, — объяснила она, — зато потом, когда все мучаются, я выкатываюсь без проблем!"

В общем, прежде чем встать на какое-то место, оцените его с точки зрения ПДД, безопасности, простой пригодности для парковки и удобства последующего выезда. Немного проще, если вы ждете пассажира и при этом сидите в машине: можете и "подпереть" пару-тройку коллег — ведь вы отъедете, если они придут.

Техника стояния

Теперь немного о том, что нажимать и куда поворачивать колеса. Еще в автошколе нас учили, что при парковке на уклоне следует "опереть" колеса на бордюр. Если машина сорвется с ручника, она уткнется колесами в препятствие и не уедет. По этой же причине многие ставят автомобиль на передаче (если им повезло иметь механическую коробку). Но, дорогие товарищи, стоянка на передаче строго запрещена, если ваша машина оборудована автозапуском. Настаиваю на этом, ибо знаю много курьезных случаев из жизни нашего чудесного города. Если вы недавно сменили автомобиль, если у вас автозапуск по таймеру и до сих пор не отключен, если вы или ваш ребенок случайно нажали кнопку запуска мотора...

Расскажу, как некий микроавтобус завелся, а поскольку он был дизельный, он еще и не заглох, а торжественно поехал. Руль был вывернут, поэтому бедный микрик сделал круг почета по стоянке, прежде чем свалился с полуметрового бордюра. Он мог задавить ребенка, мог затормозить о машину стоимостью выше миллиона — вариантов масса. Поэтому никаких стоянок на передаче при автозапуске — только нейтраль и стояночный тормоз. Который, кстати, должен быть исправен. При оставлении автомобиля на уклоне большинство водителей автоматных машин просто втыкают "П" (в смысле "Р"). Когда бросают тормоз, машина при этом дергается — это на плечи бедной АКПП приходится толчок от массы машины. Затягивайте ручник во избежание этого — еще до того, как отпустите педаль рабочих тормозов.

Стоять нельзя проехать

Для начала напомним, что в Правилах дорожного движения есть два понятия — остановка и стоянка. Стоять нельзя там, где нельзя останавливаться. Напомним эти случаи. Остановка запрещается на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев; на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними; в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении; на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу; ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств); в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.

Ну и будьте просто вежливы. Ставьте свою "ласточку" так, чтобы она занимала одно машино-место, а не два — то есть не по центру куска, на который входит пара автомобилей. Оставляйте зазор для машин спереди и сзади, чтобы они могли выехать. И себе тоже — если вы прижметесь близко к переднему автомобилю, и сзади вас тоже подопрут, то придется ждать либо искать владельцев соседних машин! Поэтому подъезжайте так, чтобы видеть колеса передней машины — это значит, вы сможете вырулить, да еще и с запасом.

Женская парковка

И напоследок несколько советов для женщин (и неопытных водителей безотносительно их гендерной принадлежности). Кстати, многие источники утверждают, что женщины тратят на парковку гораздо больше времени. Нам ведь важно, чтобы было еще и красиво!

Как вы уже поняли, парковка — дело тонкое. Поэтому не смущайтесь, если вы за рулем недавно и есть сложности с точной постановкой на прикол. Если вам неясно, сколько там еще места, не глушите двигатель, коробку — в нейтраль, затяните ручник, выйдите и оцените пространство со стороны. Ходите и смотрите, и со временем чувство габаритов выработается с метра до полуметра, а потом и до 0,1 м. Помогают и камеры заднего вида. Если их нет на машине — можно установить. Впрочем, есть еще выход: если рядом есть какие-нибудь люди, попросите посмотреть их. Обычно все охотно помогают. Единственное, о чем следует знать — все маневры вблизи заборов или других машин следует производить на малых оборотах, очень плавно: чуть нажмите газ, и пусть машина катится, при этом держите ногу на тормозе. Тогда вы сумеете остановиться вовремя.

В Европе, где с местом вообще сложно, народ паркуется методом "на слух", так что не переживайте из-за того, что ваш бампер в боевых отметинах. Отремонтируете потом все оптом. Заехав куда-либо так, что придется выезжать задним ходом, не крутите руль — выезжать нужно так, как заезжали, и стоящие под нужным углом колеса вам подскажут начало траектории. И перед началом движения не поленитесь, сходите и посмотрите, не появилось ли препятствий за время вашего отсутствия. За машиной может присесть играющий в прятки ребенок, может валяться брошенная кем-то бутылка, может прилечь на отдых бомжик - - житуха у нас веселая! Не паркуйте машину перед бордюром или пеньком. Начнете выезжать, особенно в спешке — налетите стопроцентно. Проверено на практике! Оставляйте запас — чтобы видеть данное препятствие.

И еще совет новичкам: нужно ставить автомобиль так, чтобы вы могли открыть дверцу. Особенно это касается кузовов с уменьшенным количеством дверок: двухдверных купе и трехдверных хэтчбеков с их огромными "калитками". Предупреждайте пассажиров, чтобы открывали двери машины осторожно и не стучали ими о соседние автомобили. В узком пространстве имеет смысл прижаться своим, водительским, боком поближе, оставив запас места для пассажира.

^