19.05.2010
Только знакомясь с другими городами, узнаешь, что на самом деле представляет собою твой. Корреспондент "Номер один" изучала особенности автомобильного движения и жизни в соседнем, с восточной стороны, городе Чите, столице Забайкальского края. Чита оставила приятное впечатление, хоть и немного подпорченное.
Пути и дороги

Добираться до Читы можно как на поезде, так и на машине. На машине ехать эти 700 км очень долго и неинтересно, куда тяжелее, чем 450 в Иркутск. И не только из-за большей протяженности пути, но и по вине пейзажа: гладкая и скучная равнина без деревень и поселков тянется очень долго, утомляя водителя до полусмерти.

Поэтому лучше ехать в Читу на поезде — и поспишь, и сэкономишь. Кстати, даже на подъезде к городу и все время, пока ты в нем, нет ощущения чужеземности. Благодаря горам вокруг Читы, напоминающим чашу вокруг столицы Бурятии, схожему ветреному климату, спокойному перемещению людей у улан-удэнца не возникает паники, которая случается в Иркутске. Чита маленькая, местами грязненькая, очень похожая на наш город и оттого какаято чуть ли не родная. Кстати, есть там и дацан, очень красивый, и позные!

Здания в Чите очень разные. Старые, вычурных форм перемешаны с современными гладкими стеклянными небоскребами. Идя по улице, отмечаешь, что она разноцветная: розовые, коричневые, салатные, желтые, красные дома словно калейдоскоп. На каждом доме в центре города — несколько ярких, цветных, красивых, очень креативных вывесок. Поэтому гулять по Чите интересно и увлекательно. В любом другом городе своя культура и, читая названия, чувствуешь местный колорит. Чего стоит расписание на автобусной станции: Беклемишево, Букачача, Верхние Усугли, Дровяная и Оловянная, Кыра и "копия" нашей — Ильинка!

Родина ТГК-14

Китайских кафе довольно много ("Старый Шанхай", "ХайХа"), отели названы в зависимости от уровня претенциозности (от дорогого "Мон Блана" до демократичной "Волны"), торговые центры и магазины тоже выражают свои амбиции ("Читинка", "Царский", "Макси", крохотная "Планета химии"). А знаете, что продают в "Паранойе"? Всего-то женскую одежду. Bпечатлило оформление магазина автозапчастей "Банзай" на улице Богомягкова: из стены торчит половинка "Жигулей", не просто кузов, а с подвеской и, боюсь, со всеми агрегатами. На этой же улице есть потрясающий магазин Second Hand в четыре зала!

Центральная площадь Читы очень неоригинально называется площадью Ленина. По центру — непременная огромная статуя вождя. А возле здания ТГК-14, о которой постоянно пишет наш еженедельник, очень интересный фонтан — в нем на струях воды крутится большой, чуть ли не в метр диаметром, шар. Он выполнен в том же цвете, что и чаша фонтана — под мрамор и кажется нарушающим закон земного тяготения. На самом деле это наверняка какой-то пластик, но выглядит убийственно!

И хотя здания разноцветные, с ближайшей горки Чита выглядит серой! Панорама города совсем не впечатляет и опять-таки напоминает улан-удэнскую. Так же, как у нас, через центр города гордо пролегает железная дорога, а озеро Кенон, расположенное в городе, загажено ТЭЦ на его берегу. Река с красивым звонким именем Ингода тоже, увы, представляет собой грязную неживописную речушку. Движение автомобилей и пешеходов по Чите довольно спокойное и хорошо организованное. Как говорят местные, пробки тут два раза в неделю — в понедельник и пятницу.

Квадратно-гнездовой город

Улицы города очень четко построены по квадратикам — все параллельные и перпендикулярные друг другу. Улицы пересекаются только под прямым углом и оттого путаницы, как в Иркутске с его кривыми и односторонними проездами, нет. Потеряться в Чите сложно, и гуляешь по ней без страха. Люди спокойно идут по своим делам. Абсолютное большинство их — среднего роста и ниже, той западной русской красоты, статности и породы, как у жителей Иркутска и более западных городов, увы, не замечено. Но женщины — процентов 80—90 — носят юбки, красивые рисунчатые колготы и каблуки! Это здорово! Многие мужчины носят костюмы.

Светофоры в Чите расположены почти на каждом перекрестке, причем висят они на уровне второго этажа, высоко над дорогой — поэтому каждый виден за 4—5 перекрестков. Водитель может планировать темп своего движения заранее, это очень удобно. Светофорчики для пешеходов оборудованы звуковым устройством, а зеленый человечек не просто светится, он еще и шевелит ножками — причем когда остается 7 секунд до красного света, он начинает бежать! Это очень веселит с непривычки. Пешеходы очень воспитанные, бегают через дорогу по "зебре", и только быстро, а наглые водители не пропускают их даже на переходах, если нет "лежачего полицейского".

Автопарк и салоны

Гаишников мало, в основном они озабочены проблемой стрит-рейсеров. Это и в самом деле проблема: по вечерам сумасшедшие гонщики с ревом прямоточного выпуска несутся по улицам и иногда сбивают пешеходов. Любимым автомобилем читинцев можно смело считать Toyota Mark II. Их очень много, причем самых разных годов выпуска. Почти все ухоженные — видно, что любимы владельцами. Много и Subaru, а вот Honda с Mitsubishi как-то не в почете.

Вообще, дорогих и эксклюзивных машин, возле которых можно стоять раскрыв рот, не встретилось. Автопоток тот же, что и у нас, если не хуже. Причем в Улан-Удэ, судя по номерным знакам, стекаются машины со всей России, а в Чите при всем желании удалось обнаружить лишь единичные иногородние экземпляры, и то преимущественно корпоративные тачки с московскими номерами.

Маршрутки Читы — это "ГАЗели". "Истанам" тут не повезло: если и встречается, то это либо маршрутка до Улан-Удэ, либо развозная машина с белыми номерами. Ходят по Чите и троллейбусы, преимущественно по центру города (рельсы, то есть провода, мало где проложили!). На междугородных рейсах ходят Fiat Ducato и большие автобусы. Автобусная станция расположена прямо возле железнодорожного вокзала, что удобно. Еще один плюс — автостоянка и СТО по замене масел тоже у самого вокзала. Над всем транспортом горделиво парят золотые купола красивейшего собора.

Автосалонов в Чите мало. Я побывала в двух — местном "Форд-Центре" и "Садко-Моторс". "Форд-Центр" меньше нашего, хотя прилегающая территория огромная, внутри скучновато, хотя машины есть (наш же пустой). Русскобылинное название "Садко" скрывает под собой дилера Mitsubishi. Тоже небольшой автосалон, где менеджеры вообще не отреагировали на появление в их стенах живого посетителя. Наш мицубовский автоцентр "На Шаляпина" и больше, и богаче. Есть еще небольшой скромный филиал нашего "БурятАвто"! Это вызывает гордость за наш город.

Дорого и безнадежно

Магазинов с запчастями немного — и это впечатление усиливается от того, что они разбросаны по одиночке. Нет такой улицы, как наш проспект Автомобилистов или Трактовая в Иркутске, где автомагазины были бы собраны в стройный ряд. Авторынок я не видела, но, по уверениям тех, кто там был, делать там нечего: "стоят три плохоньких машины, смотреть не на что". Что касается цен в Чите, то это просто печаль. Здесь все намного дороже, и даже хитовая минералка "Кука" стоит, как в Улан-Удэ! Цены на продукты — как в Иркутске, дороже и все остальное. Больше всего вашего автора возмутил бензин. 92-й сорт стоит, как у нас 95-й: 25 рублей за литр! 95-й продается по цене нашего 98-го — 27,80!

В общем, Чита город неплохой, спокойный, много магазинов. Только дорого там и как-то безнадежно: не кипит жизнь, не звенят деньги. И даже время течет медленнее, хоть оно и на час раньше! Зато там можно отдохнуть и собраться с мыслями — но это можно сделать и в деревне неподалеку от родного Улан-Удэ.

^