26.05.2010
Проблему малокомплектных школ обсуждали на Республиканском образовательном форуме "Качественное образование в условиях сельской школы".
Он проходил 20 мая на базе Бурятского республиканского педагогического колледжа. Главной задачей форума было обсуждение различных вариантов сохранения школ на селе. О том, что школы эти нужны, рассказал в своем приветственном выступлении заместитель председателя Правительства РБ по социальному развитию Баир Бальжиров.

— Если не будет этих школ, не будет развития села, — сказал Баир Бальжиров. — Многие деревни у нас давно должны были окончательно вымереть, если бы закрылись школы в них. Поэтому государству необходимо делать все, чтобы эти школы сохранить.

Вопрос действительно становится не просто проблемой сферы образования или экономики. Проблема приобретает геополитическую окраску. Огромные территории республики могут окончательно обезлюдеть, если не заниматься развитием деревень. А если закроются малокомплектные школы, жизнь во множестве сел замрет. О внимании, уделяемом этой проблеме со стороны государства, говорит присутствие на форуме двух заместителей председателя правительства РБ — Баира Бальжирова и Виктора Полосина.

Сейчас в Бурятии разработаны и осуществляются на практике несколько вариантов развития малокомплектных школ. Кстати, программа школьных автобусов, стартовавшая при реализации Национального проекта "Образование", в условиях Бурятии себя не оправдала. Здесь, в отличие от европейской части России, расстояния больше, а дороги хуже. Поэтому подвоз детей на автобусах из удаленных школ и развитие школ-интернатов будут существовать лишь наряду с другими.

А такие варианты есть. Представители тех районов, в которых разработаны эти самые варианты, представляли их на форуме. Так, учителя из Еравнинского р-на рассказали о разновозрастном обучении, закаменцы — о дистанционном обучении, джидинцы — об обучении с помощью современных средств связи.

Модель дистанционного обучения, которую продвигают школы Закаменского, Джидинского, Окинского районов, предполагает, как правило, наличие одной школы-базы, которая на основе своей системы конференц-связи обучает детей малокомплектных школ в удаленных селах.

Заместитель министра образования и науки РБ Александр Бочеев дал прошедшему форуму хорошую оценку:

— Мы сегодня услышали множество вариантов развития малокомплектных школ. Это разнообразие вариантов, несмотря на сложную финансовую ситуацию в стране, говорит о том, что сельские школы должны и будут развиваться. Из этого разнообразия невозможно выделить лучшую или худшую, надо развивать все модели. Единого метода не будет.

На решение проблемы малокомплектных школ влияет стремление не снизить качество образования и, в то же время, оптимизировать расходы. Решающим фактором все же должно стать качество образования. Если раньше говорили о том, что качество образования определяет бесперспективность малокомплектных школ, то сейчас некоторые малокомплектные школы входят в двадцатку лучших школ Бурятии.

В чем действительно не сомневается по итогам форума замминистра образования, так это в том, что малокомплектным школам в Бурятии быть. Правда, при этом понятно, что в нашем привычном понимании ее в будущем не будет. На селе, по крайней мере.

^