02.06.2010
Вот уже почти два месяца как улан-удэнская школа-интернат для слабослышащих и глухих детей работает без директора. И вопрос этого назначения вылился в грандиозный конфликт.
Письма президенту

Пока школа находилась в подвешенном состоянии, по учреждению стали ползти слухи о том, что нового директора назначат "сверху" и, скорее всего, им станет родная сестра экс-министра образования Сергея Намсараева. Эту информацию подтвердили и в министерстве образования.

Коллектив школы почти в полном составе выступает совсем за другую кандидатуру на должность директора — Светлану Доржиеву, которая отработала в учреждении несколько лет заместителем директора. Об этом коллектив школы и родители учеников в своем обращении уведомили министерство образования.

Заместитель министра образования, председатель Комитета общего и дополнительного образования Александр Бочеев заверил корреспондента "Номер один" в том, что к мнению коллектива в министерстве прислушаются. С другой стороны, как отметил Александр Иннокентьевич, ему непонятна "та возня, которую затеяла группа инициаторов из школы".

— Они обращаются в разные инстанции, вплоть до президента республики, привлекают СМИ. Это настораживает. Конечно, их мнение в обязательном порядке будет рассмотрено. Может, и этот директор будет назначен, может, кто-то другой будет назначен. Я сейчас не могу сказать. Это право учредителя. Конкурсы на такие должности у нас не проводятся, — прокомментировал ситуацию Александр Бочеев.

С позицией министерства образования педагоги школы категорически не согласны, они уверены в том, что имеют право выбрать директора самостоятельно.

— В законах сказано о том, что руководитель образовательного учреждения может быть избран коллективом при предварительном согласовании с учредителем. Это мы сейчас и пытаемся сделать — согласовать свою кандидатуру с министерством, считают педагоги школы-интерната.

Реформы не на пользу

Сегодняшняя ситуация напоминает педагогам спецшколы аналогичную, когда в 2007 году, несмотря на протест учителей, произошло объединение двух школ — для слабослышащих и для глухих детей — в одну. Выступали против присоединения школ и родители глухих, обращаясь и в Комитет по правам человека, прокуратуру, Общественную палату, к первым лицам республики. Тогда к общественности никто не прислушался. Теперь, по словам педагогов, плачевный результат от такой реформы — налицо.

— Дети слабослышащие, общаясь с глухими детьми, теряют речь. Остается только жестовая речь. Это большой минус. Почему-то там, наверху, не учли это. Я, как учитель-дефектолог слухового кабинета, все это проверяю и сравниваю. У меня есть данные 10-летней давности. Я могу с уверенностью сказать, что речь наших детей — ради чего и существует наша школа — сейчас не на должном уровне, — говорит сурдопедагог Лидия Хамуева.

Самое главное преимущество предлагаемой школой кандидатуры на должность директора, по словам педагогов, — в том, что этот человек уже работал здесь на руководящей должности.

— Светлана Доржиева уже вникла в суть нашей коррекционной работы, в суть школы, именно в специфику интерната. Это не просто общеобразовательная школа. Это школа-интернат для глухих и слабослышащих детей. Здесь не так просто работать — прийти командовать и указывать пальцем, — уверена Лидия Хамуева.

Учителя школы обратились за поддержкой к председателю республиканской общественной организации "Учителя Республики Бурятия" Геннадию Федику. Но небольшое собрание, на котором учителя рассказывали общественному деятелю и корреспонденту "Номер один" о своих наболевших проблемах, едва не закончилось скандалом.

С учителей взяли объяснительные

В министерстве образования мгновенно узнали о "подозрительном" мероприятии и настоятельно потребовали от исполняющего обязанности директора школы, чтобы учителя "не заседали на собраниях, а работали". Хотя собрание проводилось во время большой перемены, каждого из присутствовавших педагогов обязали написать объяснительную записку. Геннадий Федик объясняет такой ажиотаж по-своему:

— На мой взгляд, Сергей Намсараев, несмотря на то что уже давно не работает в министерстве, продолжает влиять на работу министерства образования, вплоть до того, что негласно диктует кадровую политику в учебных заведениях, в том числе и в данном случае, — считает Геннадий Иванович. — С этим и связано нежелание министерства идти навстречу учителям и поддержать их кандидата на должность директора.

По словам Геннадия Федика, когда директоров "спускают сверху", качество образования, микроклимат в коллективах школ меняется не в лучшую сторону.

— Профессиональный подход в кадровой политике зачастую отсутствует, есть личностный подход, а ведь это не коммунальное хозяйство, это образование, здесь люди, а главное — дети, — говорит Геннадий Федик.

^