23.06.2010
Поскольку летом ездим мы особенно активно, да еще и за городом, где скорость движения намного выше, есть смысл обратиться к теме дорожно-транспортных происшествий. Этот материал будет полезен молодым водителям, которые еще не попадали в эту неприятную, чреватую серьезными потерями ситуацию. Сделайте все, чтобы этого не случилось. Если ДТП легкое, вы все равно потеряете кучу сил и здоровья, узнаете о себе много нового и нелестного! А порой авария становится трагедией — получают травмы и гибнут люди. В ПДД не зря сказано, что водитель должен всеми мерами избегать совершения ДТП.

Многие говорят: "Прочувствовав все "прелести" данного события на своей шкуре, понимаешь, насколько важно данное требование, а жажда справедливости и желание всех проучить резко убавляются". Дай дураку дорогу. Не дал? Читай рекомендации. Они адресованы сегодня тем, кто попал в легкое ДТП и может реагировать самостоятельно: такие случаи происходят повсеместно.

О том, что делать, если вы стали свидетелем ДТП, да еще и с "повреждениями" водителя и пассажиров, мы уже писали. Напомним, первая задача — вызвать экстренные службы, а затем оказать помощь пострадавшим. Если же вы участник ДТП — пострадавший или виновник — постарайтесь помочь себе. Сохраняйте спокойствие, но в то же время действуйте активно, следите за всем, что происходит. К сожалению, если хочешь, чтобы было сделано хорошо, — сделай это сам. К сожалению, часто водитель, ставший участником ДТП, не знает прав, предоставленных ему законом. Он делает все, что от него требуют: пишет объяснение под диктовку инспектора, подписывает протоколы и схемы, не ознакомившись с их содержанием и надеясь на добропорядочность и компетентность инспектора.

Когда же материал по ДТП поступает в группу разбора административных правонарушений или отдел дознания, водитель неожиданно для себя обнаруживает, что написанное не в полной мере соответствует действительности: место наезда или столкновения указано на схеме неправильно, в рапорт инспектора внесены дополнения, вдруг появились очевидцы, которые свидетельствуют не в пользу водителя. Адвокат в данной ситуации вряд ли поможет, "дело" уже сделано. Грамотное поведение водителя на месте ДТП позволяет ему избежать большинства подобных неприятностей. Несмотря на стресс, вызванный аварией, следует относиться ко всем своим действиям очень внимательно и ответственно.

Не позволяйте участникам ДТП передвигать транспортное средство, перемещать или убирать дорожные знаки. Обращайте внимание инспектора ГИБДД на все следы аварии и предметы, имеющие отношение к ДТП, на их расположение, характер освещения на момент осмотра, характер покрытия дороги, погодные условия, видимость и т.п. При несогласии с записями инспектора в протоколе или на схеме необходимо изложить в протоколе свои замечания, объясняющие, что конкретно вас не устраивает в трактовке событий инспектором. В своих замечаниях в обязательном порядке нужно отметить следующие факторы:

*состояние дорожного покрытия;

*наличие и состояние технических средств организации дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, линии разметки), место и высоту их расположения;

* место столкновения (наезда);

* наличие грязи, снега, луж (по возможности с размерами);

* наличие следов тормозного пути, а также предметов или фрагментов частей автомобиля, лежащих на месте ДТП;

* наличие уклона дороги; наличие дефектов дорожного покрытия, их параметры (высота или глубина, ширина, длина).

Важно знать, что ГОСТом определены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Предельные размеры просадок, выбоин и т.д. не должны превышать 15 см в длину, 80 см в ширину и 5 см в глубину. Крышки люков смотровых колодцев не должны выступать над уровнем дорожного покрытия более чем на 2,0 см.

Уровень решетки дождеприемника относительно уровня лотка должен быть не более 3,0 см (разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть проведена в течение 3 часов). Верх головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, не должен выступать более чем на 2,0 см относительно покрытия. На железнодорожных переездах не допускается возвышение межрельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4,0 см. Если размеры дефекта дорожного покрытия, ставшего причиной ДТП, превышают указанные, то ответственность за ДТП может быть возложена на дорожную службу.

При необходимости следует настоять на определении видимости на дороге и препятствий на ней, а также на проведении контрольного торможения транспортного средства. Полезно произвести фото-, видеосъемку места ДТП, положения транспортного средства, пострадавших пассажиров или пешеходов. Все замечания и дополнения должны быть занесены в протокол, причем если это отказывается сделать сотрудник ГИБДД, вы можете сделать это самостоятельно.

Если есть свидетели, обязательно привлеките их; хорошо, если они дождутся инспектора ГИБДД и дадут свои объяснения. Инспектор должен подробно расспросить их — проконтролируйте и этот момент. Можно взять у инспектора бланки и заполнить их позже. Главное — сообщить о наличии свидетелей и указать их ФИО и телефоны.

На месте аварии составляются первичные процессуальные документы: протокол осмотра места происшествия, схемы к нему, протокол осмотра транспорта, а также берутся письменные объяснения участников ДТП. Водителей направляют на медицинское освидетельствование и извещают их, когда и где будет проходить разбор ДТП. На разборе вы вправе давать объяснения, представлять свои доказательства (например, привести свидетелей, заявленных в объяснении) и пользоваться другими правами, предоставленными ст. 247 КоАП. Разбор заканчивается установлением виновного (виновных). Справки о виновности являются основанием для обращения в суд с иском о возмещении ущерба, размер которого определяется калькуляцией.

И даже у виновных, тех, кого привлекают к административной ответственности, есть права. Эти люди вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, предоставлять доказательства, пользоваться услугами юриста, обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. При его отсутствии дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о том, что привлекаемый гражданин был извещен о месте и времени рассмотрения дела своевременно, и если от него не поступило ходатайство отложить рассмотрение дела.

И каким бы ДТП ни было — даже если вы всего лишь чиркнули бортом на парковке другую машину — сделайте все, чтобы не случилось даже этого. Во-первых, реакция другого водителя не бывает радостной: "Добро пожаловать в мой бампер!" — это название для фантастической книжки, а не правда. Во-вторых, вызов и ожидание ГИБДД при повсеместном любопытстве проезжающих и идущих мимо неприятны. В-третьих, придется тратить рабочее или отпускное время на посещение разбора, и в мрачных коридорах нахлебаетесь негатива полной ложкой! Получение денег от страховой компании больше похоже на выколачивание долгов в 90-е. Так что убавим гордыню, и пусть себе подрезают, несутся мимо и т.д.

^