30.06.2010
О сходстве зороастризма и добуддистской религии бурят-монголов в разное время писали в своих трудах и бурятский ученый Д. Банзаров и выдающийся историк Л.Н. Гумилев. Исследователи видели массу удивительных совпадений и сходств, которые позволяли делать выводы о том, что древние верования бурят-монголов лишь по историческому недоразумению называют шаманизмом и относят к язычеству.
Где находится родина ариев?

Около 3000 лет назад арийские племена пришли на территорию современного Ирана и Северного Индостана (Индия), о себе говорили, что их прародина, откуда они вышли, находится далеко на севере и что они произошли от народа высочайшей цивилизации ариев. Созданные им царства отличались высоким уровнем цивилизации, они создали великую державу древнего мира — Персию.

Здесь начинаются первые совпадения. "Арий", "ариец" — это самоназвание народа. На санскрите "арий" означает "благородный" (чистый), в бурятском языке есть слово "арюун" — означает "чистый", "благородный".

Еще одно совпадение заключается в именах, составляющих основу веры ариев — зороастризме. Это самая древняя религия мира — религия Откровения, т.е. она получена от Бога, Творца всего сущего по имени Ахура Мазда. Основатель религии Заратуштра в возрасте 30 лет получил от Ахура Мазды первое Откровение. Ахура Мазда на древнегреческом называют Ормузд, на персидском — Ормазд, а у бурят-монголов — Хормуста.

Добро и зло

Основным принципом в зороастризме является дуализм, т.е. деление мира на две части — светлую и темную — и непрестанную борьбу между ними. Сторону, олицетворяющую добро, свет, духовное начало, возглавляет Ахура Мазда, а темную сферу: зло, смерть, холод — Ангра-Манью или Ариман ("Злой дух") со своими приспешниками. В доламаистской религии бурят-монголов миром управляют 99 небесных богов (Тэнгри), разделившиеся на два противоборствующих пантеона: светлую сферу из 55 богов и темную сферу из 44 богов. Западный, олицетворяющий свет и добро, возглавляет Хормуста-тэнгри-бурхан.

Одним из главных постулатов зороастризма является идея о семи светлых божествах: Ахура-Мазды и его шести главных помощниках Амеша-Спента, сотворивших семь частей жизни: небо, землю, воду, огонь, растения, животных и человека. Многие интерпретаторы связывают "Семь Богов" с созвездием Большая Медведица (семь звезд), буряты также это созвездие называют "Семь Богов".

Пророчества

Зороастризм указывает на то, что история мира состоит из трех периодов: "Творение", "Смещение", "Разделение". Эра "Творения" — это период создания гармоничного благого мира, его связывают с т.н. "золотым веком". Но Ариман (Ангри-Манью) вместе со своими демонами напал на этот мир, принес зло, и началась эра "Смещения", в которой произошло смешение добра и зла. Но зороастризм утверждает, что человечество, его благая часть, вместе с благими божествами постепенно победит зло и восстановит мир в первоначальном состоянии, тогда начнется третья эра "Разделение", добро снова будет отделено от зла, т.к. оно будет уничтожено. Эта эра продлится вечно. Три эры на Земле придают истории человечества характер цикличности, которые исходят из космических циклов (законов).

В бурятском мировоззрении также есть понятие о трех периодах, эрах (галаб), через которые "пройдет человечество". Каждый галаб имеет свой символ стихии: "Огонь", "Воздух" и "Вода". У бурят с древних времен есть представление о том, что люди в очень далеком прошлом жили в веке, где не знали зла, бед и смерти ("золотой век"), но вмешались силы зла с небес, которые принесли смерть, болезни и беды. А нынешняя эпоха (галаб) — эпоха "смешения добра и зла", "люди погрязли" ("зура"). На рубеже 1990—2000 гг. мир начнет входить в новую эпоху Воды — Уhан Галаб, эпоху колоссальных коренных перемен и потрясений. Должен придти Спаситель, Маадыр-Бурхан (Майтрея), который произведет "раздел", т.е. отделит добро от зла. Эти три периода — важная составляющая мировоззрения бурят, они исходили из Еhо — "Книги пророчеств", пророчеств бурятских пророков, которые предрекали колоссальные потрясения, катаклизмы, а также "повсеместный большой подъем воды", но после них "обновление Земли", когда "трава будет вырастать вровень с всадником", "будет счастливая жизнь" и "придет время справедливости и истины". В пророчествах Заратуштры этот период характеризуется как время "пышных пастбищ".

В обозримом прошлом человечества Заратуштра первый в своем учении четко сформулировал понятие и значение добра и зла, учил о божьем суде, о рае и аде, о грядущем воскресении мертвых, о всеобщем Последнем Суде и вечной жизни души и тела. Эти разделы учения были заимствованы и легли в основу иудаизма, христианства и ислама.

Чем кормили огонь

Имеется поразительное сходство в культах и ритуалах. У бурят объектами поклонения были: Геуш-Урван (букв. "душа быка", "душа скота"), огонь, вода, земля и т.д. У зороастрийцев огонь — очень важный объект поклонения и элемент ритуала. Строго соблюдался принцип чистоты огня, считалось большим грехом бросать в него нечистые предметы. Вообще огонь у бурят, как и у древних ариев, является изначальной стихией в начале бытия. Почти все возлияния и молебны производятся при наличии огня. Кроме того, в некоторых обрядах зажигают свечу. Производится "кормление" огня животным жиром, маслом как хранителя домашнего очага. Бурят-монголы начинали день с "кормления" огня молоком и чаем. Молебны, ритуальные действия производились строго лицом на юг, у древних арийцев передней (лицевой) стороной считалась южная (благодатная), а тыльной (задней) — северная, как и у бурят-монголов.

Само имя основателя зороастризма "Зараштр" оставило след и в бурятском языке: "Зараша" —- значит повелитель. А имя Аримана, главы сферы зла, полностью совпадает с именем большого божества восточного пантеона у бурят. Все эти совпадения позволяют говорить о том, что религия древних ариев и доламаистская религия бурят-монголов имеют один источник.

^