21.07.2010
Это продолжение недавней статьи о том, как подготовить машину к путешествию. Если вы провели обследование организма вашей ласточки, это еще не значит, что можно теперь полгода не интересоваться тем, как она себя чувствует. Отдыхаете вы — она трудится с полной отдачей. Это не вялые "перекатывания" от дома до офиса в городских пробках! Поэтому продолжайте уделять внимание вашему четырехколесному помощнику и сообщнику. Ну, и кое-что о езде за городом, конечно.

Техника любит внимание

Во время движения по трассе мотор уже работает на высоких оборотах, если скорость выше 90—100 км/ч. Если при этом ваша машина тащит полно груза, а так бывает в 99% случаев, двигатель потребляет не только больше топлива, но и подъедает масло. Приехав на место, обязательно посмотрите уровень жизненно важной смазки в моторе, особенно это касается автомобилей не первой свежести. Именно в один не прекрасный миг и всегда внезапно обнаруживается повышенный расход моторки.

Так что иметь запас своего масла (слова "Кастрол" или "Бритиш Петролеум" в отдаленных районах Бурятии звучат красиво, но бесполезно) и после каждого тяжкого испытания интересоваться его уровнем, выставив автомобиль на ровной площадке, — обязательно. Опытному автовладельцу понижение уровня моторного масла будет заметно на слух: звук движка несколько изменится — он становится более сухим, трескучим. Но лампочка низкого давления масла в системе смазки не горит, даже когда уровень ниже минимума! Так что глаз да глаз.

К тяжким испытаниям ваша машина — если это не суровый подготовленный внедорожник — отнесет и застревание в "говнах", этим термином любители и профессионалы оффроуда называют грязь, снег, песок и прочие труднопроходимые покрытия. Надо оговориться: даже "Лэндкрузер" с автоматической КПП не будет "рад", если вы попытаетесь выгнать его из глубокой колеи методом раскачки взад-вперед. Давить газ, когда колеса буксуют — это вообще насилие над коробкой-автоматом и над механизмом сцепления на автомобилях с механикой. Автомат перегревается, сцепление горит. Поэтому не стройте героя на всемогущем монстре, выгоняйте пассажиров из салона, пусть толкнут ваш автомобиль. Конечно, путешествие будет не таким запоминающимся без сорока минут откапывания засевшей на брюхо машины, но и вы обойдетесь без ремонта, путей к которому очень много.

Не забывайте об охлаждающей жидкости. У старых машин бывают течи, подсосы воздуха, появляются воздушные пробки в системе охлаждения — и это становится причиной перегрева двигателя. Следите за датчиком температуры охлаждающей жидкости! И если перегрев случился, не лейте на мотор и в него ледяную воду — металл треснет. Причиной перегрева может стать забитый радиатор: влетел в него еще килограмм мошек, да еще и нагрузка максимальная — и не гревшийся в городе на пустой машине мотор закипит. Режим эксплуатации ведь совсем другой!

И еще о песках. Песчинки попадают на приводные ремни, трутся о шкивы и ролики, издавая посторонние звуки. Через некоторое время они измельчатся, выпадут, но для ремней это неполезно. Говорю же: не надо буксовать! А что делать, если машина засела, — это отдельная тема, вернемся к ней в ближайшем номере. Универсальный совет: не лезьте на машине туда, куда пешком не пойдете.

В первую очередь от плохих дорог страдает подвеска. После недавних дождей грунтовые дороги превратились в кошмар для амортизаторов, поэтому — напомним про полную загрузку бедной машины! — ехать по неровностям следует медленно и очень осторожно. При плохо работающих амортизаторах — если они уже подношены или вовсе "сдохли" — все остальные элементы ходовой части несут повышенную нагрузку. А если еще и пружины просевшие, несчастный автомобиль волочит по земле выхлопную трубу и вскоре выставит вам счет за ремонт подвески. А вождение при этом не является безопасным, между прочим. Поэтому в голове у каждого водителя должно быть несколько переключателей: "город", "трасса", "епрст, зима!" и "осторожно: полная загрузка!" А также "буксировка", "езда в колонне" и т.п.

Поэтому после трудного пути не поленитесь, посмотрите состояние подвески. Обязателен осмотр днища и подвески машины, если был удар о неровность нашей подколесной действительности. Потому что оторвать что-нибудь — причем далеко не лишнее — или пробить некрасивую дырку в картере коробки, двигателя или бензобаке не слишком сложно. Тем более на присевшей машине, когда клиренс сильно уменьшился и стал, как у "Феррари". Нелишне послушать, как едет машина, выключив музыку и попросив у пассажиров минуту молчания. Посторонние звуки, если они появились, вам будут слышны. При их появлении установите, откуда именно они доносятся, остановитесь и хотя бы посмотрите, что там такое. Часто просто в рычагах подвески застряла веточка или проволока.

Движение за городом

Как ездить по трассе, если вы катались только по городу? Главные отличия — простор и высокие скорости (ну и загрузка, как я уже сказала). Поэтому от вас потребуется сосредоточенность и умение предвидеть и просчитывать. Оно вырабатывается в ходе практики, даже одна поездка на сто километров вам уже многое даст. Если вы не ездили по трассе прежде, не торопитесь. Посадка за рулем на трассе несколько отличается от городской. Она должна быть более спортивной — опустите кресло вниз: чем ниже вы сидите, тем лучше чувствуете машину, немного положите спинку, опустите и руль — так вытянутые руки будут меньше уставать. Подрегулируйте зеркала под новое положение тела.

И еще кое-что. Вы в машине главный человек, даже опытный штурман с правами, который, возможно, сидит рядом и дает ценные указания — лицо вторичное. Потому что за рулем-то вы, и решения принимаете тоже вы. И отвечаете за чужие жизни в салоне тоже вы. Поэтому выбирать музыку имеете право тоже вы. Перед поездкой обратитесь к своим пассажирам, особенно к детям и пьяным (которых вообще-то не должно быть, но не все осилят поехать с новичком в здравом уме и трезвом сознании). Попросите ваших близких (тем более, сидят они очень близко от вас) не мешать вам, поскольку спокойная атмосфера на борту машины очень важна в таком ответственном выезде. Не шуметь, не отвлекать вас возгласами типа "Ой, лисичка пробежала!", не тыкать вам кулачком в спину, "Мамочка, я пить хочу!"

Запретите всем орать, отдайте штурману свой мобильник, пусть будет секретарем. За рулем не пейте, не ешьте и не курите, вам и без того хватит работы. Поезжайте неспешно, с комфортной для вас скоростью (и машине тоже будет легче). 80 км/ч — это нормально. Пусть, кому нужно, обгоняют вас. Следите за зеркалами и не вылезайте на середину дороги. В случае обгона приотпустите газ (но не бросайте его совсем), держите руль крепко и не жмитесь к обочине. Вообще не делайте резких маневров, непременно перед каждым смотрите в зеркала; обязательны включенные фары ближнего света (не дальнего, проверьте, ибо дальний слепит встречных и обгоняющих даже днем), показывайте все поворотники, тормозите при остановке плавно и следите за собственной скоростью. Потому что на трассе очень быстро "вкатываешься", входишь в скоростной режим, и проезжать по населенному пункту 60 км/ч кажется неправильным. А вот и смиритесь, поглядывайте на спидометр: лихачить сейчас не только дорого и опасно, но и немодно, слава богу.

Если вам попался тихоход, не встраивайтесь ему в хвост. Не приближаясь к нему впритык, пока есть видимость, оцените обстановку и с ходу, не теряя скорости, обгоните его. Обязательно включите левый поворотник и держите его, пока не вернетесь на свою полосу. Это покажет встречным или выезжающим на дорогу впереди вас, что ситуация опасная — вы на встречке. Моргните правым, показывая завершение маневра. Главное для вас — не сигналы, а безопасность маневра, не страшно, если вы выключите поворотник с опозданием.

Останавливайтесь каждые полчаса, сорок минут или час — в зависимости от самочувствия — на отдых. Вы это заслужили. Гордитесь собой. Пейте воду, курите, шутите, сбрасывайте напряжение, тянитесь, ходите, разминайте простыми упражнениями затекшие мышцы шеи, плеч, рук, ног. Едьте как едется, главное не время прибытия, а сам факт благополучного завершения путешествия. И тогда вам понравится, и вы будете ездить все с большим наслаждением. Это как секс: главное — не испортить вначале.

Несколько слов о езде в колонне

К сожалению, как показывают наблюдения автора, ездить стройным отрядом в несколько машин почти никто не умеет. Прежде чем вы отправитесь, оговорите остановки для покурить и пописать, среднюю скорость, дистанцию между машинами и порядок построения. Головной машиной логично поставить водителя, знакомого с дорогой, по которой предстоит ехать. При отсутствии такового вожаком выберите опытного и спокойного шофера. За ним идут машины со слабыми моторами — малолитражки, российские, полуторалитровые чахлые универсалы-"овощевозки". Замыкают колонну мощные тачки и любители погонять. Впрочем, они могут ехать вперед и ждать в определенном месте. Но тогда это уже не колонна.

Вожак должен не только вести свою машину, он отвечает за темп колонны. Он следит, не отстают ли его ведомые, при потере одного сбавляет скорость или поручает своему штурману или пассажиру позвонить в исчезнувшую машину, если та не появляется на горизонте некоторое время. Никого не потерять в пути — важно, поскольку в республике нашей немало мест, где не ловит сотовая связь.

Настоящий вожак не пойдет на обгон, если успевает только он — большинство водителей не следуют правилу "обгонять по одному" и обгоняют след в след, что безрассудно: видимости-то впереди нет! В колонне недопустимо ехать более чем по одной полосе (например, кто-то вылезает на грунтовке на встречку, считая ее более ровной, этого делать нельзя), а также нарушать безопасную дистанцию между машинами — при резком торможении из-за поздно увиденной ямы или выскочившего на дорогу животного вероятность собрать кучу малу слишком уж высока. И тогда дружба вашей компании повиснет на волоске. Если вы уж совсем заботитесь друг о друге, перед выездом распределите груз более равномерно и соответственно размеру и классу машины.

Счастливого пути!

^