04.08.2010
Вокруг темы изменений в Устав города Улан-Удэ создается ненужный ажиотаж. Такого мнения придерживается председатель городского Совета депутатов Александр Голков, который в преддверии проведения публичных слушаний, назначенных на 5 августа, встретился с журналистами и ответил на их вопросы.
По его словам, для столицы Бурятии тема отказа от прямых выборов главы администрации города и перехода на его назначение по контракту сейчас как никогда актуальна, однако, прежде чем предлагаемая горсоветом система начнет работать, пройдет еще немало времени.

Во-первых, потому, что срок действия полномочий Геннадия Айдаева закончится лишь через два года. Во-вторых, прежде чем изменения в Устав будут внесены, необходимо соблюсти все нормативные процедуры, в том числе вынесение вопроса на сессию горсовета. До этого момента городу предстоит пройти через публичные слушания.

— Высказаться по этому вопросу может каждый человек. В зале 1 администрации города выступят все, кто записался, в качестве альтернативы свои письменные предложения участники слушаний смогут оставить в специально установленных ящиках, — отметил Голков.

По мнению Александра Михайловича, вопрос о разделении полномочий мэра излишне политизирован. Чтобы устранить этот момент, назначение главы муниципалитета должно проходить по-другому. А именно — посредством заключения с ним контракта. При этом кандидатура будет отбираться по конкурсу, в условиях которого — наличие опыта управленческой и хозяйственной деятельности либо работа в государственных или муниципальных органах. К слову, политические взгляды и принадлежность к тому или иному политическому объединению в этом вопросе учитываться не будут. А значит, кандидатура на должность "сити-менеджера" вполне может быть из числа, например, коммунистов.

— Предлагаемая схема появилась в нашей стране с 2006 года, мы не стали пионерами, но сейчас есть реальная возможность изменить ситуацию, — отметил председатель горсовета. — Действующее законодательство предусматривает назначение руководителя администрации по контракту. Это позволит осуществлять эффективный контроль деятельности наемного муниципального управленца и, при необходимости, оперативно принимать решение о его замене.

От того, что не справившиеся со своей работой наемные управленцы будут меняться значительно чаще, чем проходили, скажем, выборы мэра г. Улан-Удэ, горожане ничего не потеряют. Таково мнение Александра Голкова. В качестве примера он привел Псков, где за небольшой промежуток времени с должности руководителя администрации местный горсовет уволил четырех "сити-менеджеров".

В России подобная система управления существует более чем в 9000 муниципальных образований. Ее уже опробовали и в соседней Иркутской области, в частности в г. Ангарске. Здесь хозяйственную деятельность будет осуществлять "сити-менеджер", а мэра выберут из числа депутатов представительного органа местного самоуправления.

— В Уставе города эта должность будет звучать как руководитель администрации города. Будет создана комиссия, треть которой будет состоять из представителей, назначенных Народным Хуралом, две трети будет назначать городской Совет. Таким образом, та вертикаль власти, о которой так долго говорят, замыкается, — подчеркнул Александр Голков.

К тому же, как считает председатель горсовета, вводимая новая система управления в г. Улан-Удэ уже когда-то эффективно работала, но при другом строе. Стоит вспомнить времена Советского Союза, когда 20 лет назад исполнительным органом был горисполком при городском Совете. Хотя в то время не было такой процедуры конкурса, как сейчас.

— Формально изменения в Устав разделены на два блока. Один касается приведения в соответствие некоторых документов согласно федеральному законодательству. Другой — изменения по способу избрания мэра г. Улан-Удэ.

Удивительно, но самое пристальное внимание общественности и политических объединений города привлек именно второй блок. Хотя вносимые изменения касаются не только мэра в частности, но и, например, дают возможность социально ориентированным некоммерческим организациям получать финансовую помощь от муниципалитета. Сейчас городская казна не вправе поддерживать такие объединения. Если такое изменение будет внесено в Устав, ситуация изменится, а основанием для финансирования станет деятельность некоммерческой организации, которая должна быть признана социально значимой.

— Подобный способ формирования местной власти получает все большее распространение в нашей стране и уже доказал свою жизнеспособность, — заключил Александр Голков. — В случае с назначенным руководителем администрации, к тому же, уменьшается вероятность прихода к исполнительной власти случайных людей, не имеющих порой навыков руководящей работы и знания основ построения муниципального управления.

^