08.09.2010
Этой осенью для автовладельцев немало сюрпризов: изменены ПДД, будет принят техрегламент, а также "уточнены нормы Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за нарушение правил дорожного движения".
Итак, надо знать, за что будем платить больше.

Подорожало "управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками". Он был увеличен со 100 до 5000 рублей. Это повышение вступило в силу с 6 августа 2010 года.

Чтобы избежать путаницы, уточним: к управлению автомобилем или мотоциклом без номеров приравнены случаи, когда номера установлены на не предусмотренных для этого местах, а также те, что покрыты "материалами, препятствующими или затрудняющими их идентификацию". Вступила эта поправка в силу также месяц назад, и запрет на покрытие номеров плексигласом существовал давненько, но, несмотря на это, машин со слишком предусмотрительными владельцами еще полно.

Наш постоянный консультант, опытный автомобильный юрист Аюр Цыбиков прокомментировал нововведения.

— К чему приведет такое ужесточение? Полезно ли это с точки зрения безопасности дорожного движения?

— С точки зрения безопасности дорожного движения считаю эти изменения весьма полезными. Отсутствие знаков в предусмотренных для этого местах сегодня влечет штраф в 5000 рублей или лишение прав от одного до трех месяцев. Раньше за это был штраф 100 рублей. В нашем городе некоторые водители впереди имеют знак, видимо, чтобы гаишники не останавливали, а сзади нет. Представьте, такой автомобиль совершил ДТП и уехал. Обычно очевидцы смотрят вслед и запоминают номер. А ведь неизбежность наступления ответственности считается лучшей профилактикой нарушений. Поэтому я за..., и как юрист, и как гражданин.

Круглая сумма в 500 рублей будет отстегиваться водителями за езду на тонированных машинах, тех, "светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств". Что символично, данное требование вступает в силу с 23 сентября 2010 года, одновременно с тем самым техрегламентом.

— Насколько эта мера будет действенна, трудно сказать, — говорит Аюр. — Это, видимо, погоня за инфляцией. Действующий штраф в 100 рублей постепенно притупил чувствительность у большинства водителей. Главное — это процедура. Напомню, что за непристегнутый ремень безопасности штраф 500 рублей. Теперь почти все ездят пристегнутыми. Если ГИБДД возьмется за тонировку так же жестко, как за ремни, мы увидим, кто ездит в затонированных авто и кого возит. Главное — справедливость. Светопропускание должно измеряться не на чуткий глаз сотрудника ГИБДД, а специальным прибором. А как водитель я против тонировки в принципе. Я не понимаю желания и привычки прятаться за тонировкой. Это все равно, что пешеходам ходить в парандже. Нужно все отдать для улучшения обзора, тем более что автомобиль — источник повышенной опасности.

Следующий пункт гласит: "При фиксации нарушений с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, размер назначаемого штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи, а в случаях, когда предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста, наказание назначается в виде штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан, — 5000 рублей". Норма вступает в силу с 21 ноября 2010 года.

Мы попросили Аюра Цыбикова прокомментировать смысл этого не совсем ясного изречения наших законотворцев. Он ответил:

— Смысл этого заключается в том, что водители привлекаются к ответственности в конвейерном режиме, автоматически. Это значит, что водитель не может ссылаться на смягчающие обстоятельства и т.п. Поэтому наказание для него назначается автоматически в минимальном размере. А теперь представьте, что на видеозаписи видно, как водители в массовом порядке выезжают на встречку. Почему бы их не наказать в таком же массовом порядке? Лишать прав может только суд при соблюдении всех правил судопроизводства. Давайте обойдем этот принцип и для этого для водителей, нарушение которых обнаружил не сотрудник ГИБДД, а видеокамера, уберем лишение прав, а введем штраф, но сделаем его побольше и фиксированным и будем рассылать его автоматически нарушителям.

Также в конце ноября в ту же сумму — 5000 рублей — обойдется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения (за исключением объезда препятствия) — и опять-таки в случае фиксации нарушения автоматическими фото- и видеокамерами.

— И какова прогнозируемая действенность? Если нет камер в нашем городе? — спросили мы юриста.

— Эти технические средства очень действенны, — уверен Аюр. — Сотрудники ГИБДД — живые люди, им нужно отдыхать, и нужно платить им зарплату. В нашем городе расположение большинства постов давно известно водителям. А вот видеокамер можно расставить много, они могут работать круглосуточно. На сегодня в нашем городе действительно нет ни одной такой видеокамеры. Это известно по сведениям сайта нашей ГИБДД. Выложена эта информация в предупреждение о мошенниках, которые рассылают липовые постановления с реквизитами своего настоящего счета в надежде, что водители-лохи перечислят "штраф".

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, подорожает до 300 рублей (в настоящее время — 100 рублей). Но вероятность отделаться предупреждением, тем не менее, сохраняется! Уточним: поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, повлечет наложение штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей, а движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — это та же езда по встречке, которая "стоит" 5000 рублей или обходится лишением прав. Ненадолго, на срок от 4 до 6 месяцев. Это нововведение заработает с 21 ноября 2010 года.

— Какова прогнозируемая действенность и польза с точки зрения безопасности? — спросили мы Аюра Цыбикова.

— Ответственность за выезд на встречку дифференцируется, — констатирует юрист. — Действительно, при том, что схема проездов непрерывно меняется и очень часто дороги с двухсторонним движением превращаются в дороги с односторонним, поневоле можно запутаться и выехать на дорогу с односторонним движением, особенно в другом городе. Поэтому штраф в 5000 рублей, как альтернативу лишению прав, можно приветствовать. И штраф весомый, чтобы водитель не терял бдительности, и права на месте, если все же заплутал.

Вот так, потихонечку, нас приучают ездить с соблюдением Правил. И это хорошо, потому что зная, что ничего или почти ничего тебе за нарушение не будет, мы как-то игнорируем святые, в общем-то, пункты. Как говорят опытные водители: ПДД написаны кровью.

Задать вопрос юристу, который мы опубликуем вместе с ответом в "Автоформуле", можно по телефону 68-10-20.

^