22.09.2010
В ближайшие дни в комитетах Народного Хурала Бурятии начнется обсуждение вопроса о включении ЗАО "Агропромышленный комплекс "Великое озеро" в программу государственных гарантий Республики Бурятия на 2010 год. Данный проект, предполагающий строительство птицефабрики в Кабанском районе, получил положительное заключение министерства экономики Бурятии, а также независимых экспертов из БГСХА. Правда, последние, одобрив проект в целом, высказали к нему ряд замечаний. О том, как сами инвесторы комментируют замечания экспертов, а также о проекте в целом рассказал генеральный директор ЗАО "Агропромышленный комплекс "Великое озеро" Сергей Замотохин.
— Сергей Александрович, расскажите об основных параметрах проекта, что он из себя представляет?

— Если говорить в общих чертах, проект предусматривает строительство и эксплуатацию птицефабрики мясо-яичного направления, производительностью 8,5 тысячи тонн товарного мяса бройлеров и 60 млн штук яиц в год, и тепличного хозяйства с площадью крытых теплиц 6 га, урожайностью до 3,5 тысячи тонн овощей в год. Проектом предполагается, что совокупный годовой оборот АПК "Великое озеро" составит более двух миллиардов рублей. При реализации проекта планируется удовлетворить потребность населения республики в мясе и яйцах кур, свежих овощах и столовой зелени.

Общая величина налоговых поступлений в бюджет республики и, соответственно, в бюджет района за период реализации инвестиционного проекта будет равна 1,77 млрд рублей.

Проектом предусмотрено создание 770 новых рабочих мест. Среднемесячная заработная плата работника будет соответствовать плановым значениям уровня заработной платы в агропромышленном комплексе Бурятии согласно проекту Программы социально-экономического развития республики до 2015 года.

Согласитесь, для Кабанского района 770 новых рабочих мест, образование обслуживающей инфраструктуры с дополнительными рабочими местами (или повышением доходности) — это существенное улучшение уровня жизни жителей района. Их социальной защищенности.

Запуск птицефабрики окажет положительное влияние на рацион жителей республики, их здоровье за счет обеспечения качественной, свежей и экологически чистой продукцией по более низким ценам. То есть произойдет размещение на рынке аналогичной продукции с более низкими потребительскими качествами, ввозимой из других регионов и из-за рубежа. Также повысится занятость и уровень жизни населения в Кабанском районе, увеличится доходная база бюджета.

— Электроэнергия в Бурятии в несколько раз дороже, чем в Иркутской области. Не проще ли было реализовывать проект именно там?

— Дело в том, что проект предусматривает полную независимость от внешних продавцов электроэнергии. При функционировании птицефабрики очень большой вопрос возникает с утилизацией помета — его будет около 40 тысяч тонн в год. Мы долго думали над этой проблемой и остановились на варианте пиролизного сжигания. То есть у нас будет своя котельная с пиролизным котлом, в которой будет сжигаться помет, смешанный с другими отходами производства или даже с бытовыми отходами. Возможна также и переработка отходов Селенгинского ЦКК. Таким образом, мы не только обеспечим дешевым теплом и электричеством потребности собственной птицефабрики, но и решим экологическую проблему с утилизацией куриного помета.

— Летом этого года экспертизу вашего проекта по заказу минэкономики проводила группа сотрудников ВСГТУ. Однако после этого проводилась повторная экспертиза проекта, которая готовилась в БГСХА. Почему так произошло?

— После изучения текста заключения и самого отчета первой экспертизы из ВСГТУ специалисты нашей компании оказались в состоянии прострации. Само заключение и отчет являются редчайшими образцами. Образцами умения оперировать цифрами без привязки их к содержанию документа. Совершенно не обоснованными являются эмоциональные заключения авторов экспертизы, опирающиеся на субъективный взгляд, основанный на явно выборочном и поверхностном изучении представленного инвестиционного проекта, с досадным постоянством игнорирующий представленные материалы и расчеты. Данный факт является тем более возмутительным, что основными методами анализа авторы экспертизы декларируют общенаучные методы, которые буквально с первых же строк полностью игнорируются и превращаются в субъективные оценки, основанные на явно отрицательном настрое экспертов по отношению к проекту, с заранее прогнозируемым отрицательным результатом.

— Вы можете привести конкретные примеры?

— Да, конечно. Например, эксперты утверждают, что "проект имеет низкую степень финансовой реализуемости. В случае его реализации сумма убытков может составить порядка 8 млрд рублей". Данное утверждение экспертов просто безграмотно, основано на расчетах, лишенных всяческой экономической теории и логики. Так, эксперты ВСГТУ не учли материалы, изложенные в инвестиционном проекте, и сделали свой субъективный прогноз выручки АПК "Великое озеро". Объем выручки они занизили практически в десять раз, а затраты оставили такими, как они заложены в инвестиционном проекте. В итоге "волшебники" из ВСГТУ получили убыток 8 млрд рублей, который настолько фантастичен, что обсуждать его в таком размере здравому человеку просто вредно.

— Вы хотите сказать, что экспертиза была необъективной и ангажированной со стороны противников вашего проекта?

— Я не готов комментировать данный вопрос, мы занимаемся бизнесом, а не большой политикой. Тем не менее, безусловно, эта экспертиза нанесла серьезный вред репутации нашей компании, поскольку она разошлась широким тиражом и стала известна не только в правительстве, но и в Народном Хурале Бурятии. Поэтому мы попросили минэкономики заказать повторную экспертизу нашего проекта.

— Что касается второй экспертизы, проведенной сотрудниками БГСХА, — ее Вы считаете более объективной?

— В целом да. Эксперты сельхозакадемии пришли к выводу, что наш инвестиционный проект имеет большое значение для социально-экономического развития Кабанского района и Республики Бурятия в целом. Цели проекта соответствуют приоритетам и целям социально-экономического развития, определенным в Программе социально-экономического развития и Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Бурятия. Эксперты считают, что данный инвестиционный проект может быть реализован в республике, но при его принятии и дальнейшей реализации необходимо учесть ряд предложений и замечаний экспертной комиссии.

— Что это за замечания и насколько они критичны для проекта?

— Дело в том, что многие замечания, по всей видимости, возникли из-за невнимательного прочтения представленных документов. Например, эксперты пишут, что в проекте "не показан источник выплаты процентов на период от проведения строительно-монтажных работ до получения необходимых объемов продукции". Однако данная информация отражена в "Плане денежных поступлений и выплат". В данном плане показаны все финансовые потоки по проекту. Сальдо потока нарастающим итогом положительное на всех этапах реализации проекта. В данном случае источником выплаты процентов по кредиту являются собственные средства инвестора, условия расчета с поставщиками оборудования с учетом его пуско-наладки.

Далее эксперты высказывают пожелание, что "будет предпочтительнее использование траншевой системы привлечения кредитных ресурсов". Но данная информация представлена в "Плане-графике инвестиций", в котором указаны этапы и суммы освоения инвестиций. А также в "Плане выплат по финансовой деятельности", в котором указаны этапы и суммы привлечения заемных средств (кредитов). Траншевый метод финансирования прямо предусмотрен проектом!

Также эксперты ставят нам в вину то, что в проекте "не рассматриваются мероприятия по захвату рынка продукции". Но в представленном инвестиционном проекте данные мероприятия сформулированы в "Плане маркетинга". И что значит "захватывать рынок"!? Да не собираемся мы захватывать рынок! Мы пришли работать!

Как можно было не заметить таблиц и приложений, я не знаю. И таких примеров в заключении экспертов более чем достаточно. По большому счету, ни одного конкретного замечания высказано не было. Поэтому даже нельзя сказать, что требуется какая-то дополнительная корректировка проекта. Я думаю, наших устных комментариев будет достаточно, чтобы развеять озвученные неясности.

— Насколько нам известно, эксперты также затруднились оценить ликвидность вложений, поскольку отсутствует информация об активах вашей компании...

— Уставный капитал ЗАО "АПК "Великое озеро" составляет 821 млн рублей. Вся информация по наполнению уставного капитала направлена в министерство финансов и министерство имущества РБ в соответствии с требованиями постановления правительства РБ от 11.12.2008 года 528 "О регламенте предоставления государственных гарантий". Имеются соответствующие положительные заключения по представленным документам, в том числе и по ликвидности активов. Также инвестором представляется ликвидный залог на всю сумму государственной гарантии. Помимо этого, важным фактором, определяющим ликвидность объекта, будет являться целевое инвестирование с целью создания высокоэффективного бизнеса, который и есть однозначное подтверждение ликвидности инвестиций. Также необходимо учитывать тот факт, что денежные средства, направляемые в проект, будут на 80% привлекаться от одного из крупнейших банков РФ, который, подвергнув анализу объект инвестиций, своим участием прямо высказывает свое мнение о ликвидности и эффективности бизнеса.

^