29.09.2010
На прошлой неделе, 23 сентября, в России в действие вступил новый Технический регламент( ТР) о безопасности колесных транспортных средств. Обсуждение спорного, местами нелепого, совершенно сырого документа шло в течение года. В итоге наиболее странные пункты в последней редакции были отменены. В тексте ТР для простого автомобилиста — одни минусы. Власти "заботятся", как обычно, не о нас, и, по сути, на безопасность документ не влияет никак. Налицо защита интересов АвтоВАЗа.
Руль, свет, кенгурин

Итак, что же осталось и как мы теперь живем?

Физические лица могут беспрепятственно ввозить на территорию РФ подержанные автомобили, маркированные либо VIN-кодом, либо Frame-номером (номер кузова). На "японках", выпущенных для внутреннего рынка, VIN отсутствует. Год назад авторы техрегламента требовали запретить ввоз в Россию подержанных японских машин, на том основании, что у них нет на кузове международного VIN-кода. Однако вследствие общественной дискуссии этот пункт был удален. Японский Frame-номер не менее информативен, нежели VIN, и количество цифр на табличке на безопасность транспортного средства не влияют никак.

"Правый руль, по новому техническому регламенту, может быть использован. Идентификационные номера тоже признаются, для того чтобы японские автомобили, которые используют другое количество цифр в VIN, тоже могли быть зарегистрированы", говорит глава думского Комитета по транспорту Сергей Шишкарев.

В приложении номер 5 к Техническому регламенту содержится однозначный запрет на эксплуатацию автомобилей с фарами, предназначенными для дорог с левосторонним движением: "1.3.14.2. На транспортном средстве не должны устанавливаться фары ближнего света, предназначенные для дорог с левосторонним движением". Это значит, что для прохождения техосмотра владельцам праворульных автомобилей потребуется, как минимум, коррекция ламп ближнего света, как максимум — замена фар на евроаналоги. Регламентом допускается наклейка пленок для корректировки светового пучка.

Трактовка этих пунктов техрегламента до конца еще не понятна и специалистам.

И еще об оптике. Самостоятельная установка ксенона в передние фары практически запрещена. С 23 сентября принята формулировка: "Фары ближнего света, источник света которых представляет собой газоразрядную лампу (ксенон), должны быть оснащены устройством фароочистки и работоспособным автоматическим устройством регулировки угла наклона". Получается, ксенон в фары головного света можно ставить самостоятельно, но требуется также установка фароомывателя и автоматического корректора. Те же требования относятся к установке ксеноновых фар в "туманки".

Теперь о кенгуринах. Отныне эта защита морды машины — вне закона. Разрешена только защитная решетка для фар, но и ее вес не должен превышать полукилограмма. Правда, запрет не касается мощных внедорожников, у которых эти отбойники сертифицированы. Но, в любом случае, кенгурятники не должны быть из металла, а, например, из пластмассы, проясняет лидер Движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.

— Там джипы разделены по категориям, поэтому лебедки, кенгурятники позволены только настоящим тяжелым джипам, но отнюдь не паркетникам, у которых даже на заводах устанавливаются те же кенгурятники. Поэтому большая часть джипов техосмотр не пройдет, — говорит Вячеслав Иванович.

Язык, запчасти и тонировка

В проекте Техрегламента в пункте номер 9 содержалось требование: интерфейс управления должен быть на русском языке, иначе получить одобрение типа транспортного средства, без которого невозможно эксплуатировать авто в России, нельзя. Однако если у вас есть перевод — бумажная книжка-инструкция с пояснениями сообщений информационных дисплеев и прочего — на русский язык сам интерфейс переводить необязательно.

В проекте Tехнического регламента в пункте 86 содержалось требование, фактически позволяющее фирме-производителю монополизировать рынок России: "В качестве заявителя выступает изготовитель компонентов или его уполномоченный представитель, действующий от его имени. В случае подачи заявки на подтверждение соответствия партии компонентов, изготовленных за пределами Российской Федерации, заявителем может являться ее импортер. В этом случае предоставления полномочий от изготовителя не требуется". В такой формулировке ввозить в РФ запчасти может только фирма-изготовитель. Свободный или параллельный импорт становятся невозможными.

Это вызвало негативную реакцию у населения, параллельных импортеров и антимонопольщиков. В окончательной редакции Технического регламента данный пункт остался без изменений. Слово "импортер" имеет довольно широкую трактовку. Пока непонятно, кто именно может в данном случае быть импортером, только ли уполномоченный производителем представитель или любой участник внешнеэкономической деятельности.

Непросто придется и любителям тонированных стекол. Мера эта абсолютно правильная, считает руководитель общественного проекта "Обеспечение безопасности дорожного движения" Константин Крохмаль. "Этот регламент составлен не просто "с потолка". Это все основано на статистике, проведена колоссальная работа. Если, например, едет тонированная машина, она черная, не видно ничего. Что раньше было? Штраф 100 рублей, не накладно. Увеличили до 500 рублей. Я считаю, надо увеличивать еще больше. Потому что закон для всех один. Если прозрачность должна быть не менее 70 процентов, тогда это и нужно делать для всех", утверждает Крохмаль.

Автовладельцы могут возразить: если тонировка качественная, из автомобиля обзор страдает мало. В жару она спасает от перегрева, а о защите вещей от нескромных воровских глаз и говорить не приходится. При разбивании камнем бокового стекла осколки остаются приклеенными к пленке, что оберегает пассажиров от порезов и позволяет без сквозняка доехать до места ремонта.

Это лишь самые широко обсуждаемые изменения. Они касаются наиболее широкого круга автолюбителей. Но есть нововведения и для грузового, и спецтранспорта. Полный текст нового техрегламента можно прочитать на официальном портале правительства России.

^