13.10.2010
15 октября театр "Ульгэр" открывает новый театральный сезон спектаклем-инсценировкой одноимённого произведения Владимира Арсеньева "Дерсу". Театр планирует выдвинуть спектакль на соискание престижной премии "Золотая маска".
"Уссурийская тайга! В ней заключена бездна жизни. В ней - память о тайне рождения Земли и её детстве, первозданная красота и целомудрие. Весь спектакль пронизан взаимоотношениями между человеком и природой, где мы не всегда поступаем правильно" — такими словами охарактеризовал свой спектакль Эрдэни Жалцанов, художественный руководитель театра, лауреат Национальной премии "Золотая маска".

Как вы помните из произведения Владимира Арсеньева и фильма Акиры Куросавы, Дерсу - это символ единения человека и природы. В спектакле наш литературный герой попадает в современный мир. И в этом мире ему нет места. Люди настолько заняли всё пространство, что куда ни шагни, везде частная собственность, присутствие человека с его законами. Вся земля разделена и имеет своих хозяев.

"Я бы не хотел раскрывать секрет финала, — говорит Эрдэни Жалцанов. — Зритель сам поймёт, где оказался в итоге Дерсу".

За последние сто лет планета претерпела глобальные изменения. Ведь мы сами являемся свидетелями результата деятельности человека. Каждый день в новостях мы наблюдаем катаклизмы, пожары, наводнения, техногенные катастрофы.

"Так природа возмущается захватнической, хищнической деятельностью людей, — говорит Эрдэни Жалцанов. - Человек - потребитель. Он берёт, но ничего не возвращает природе. И эти бесконечные катаклизмы говорят о том, что природа сопротивляется, умоляет, требует внести то, что у неё забирают. Дерсу — это наша генетическая память о том утраченном мире, когда был симбиоз, гармония между человеком и природой, когда между ними был заключён союз. Это, опять же, связано с космосом".

По словам режиссёра, в нас должно быть внутреннее осознание того, что мы теряем что-то важное, и когда мы придём к этому осознанию, тогда человек сделает что-то серьёзное. В спектакле будет сочетание кукольного театра и теневого. В руках актёров — только одна кукла. Всё остальное — коряги. Коллектив театра специально выезжал в лес на берег Байкала и собирал их.

"Это такая метафизика природы и тела человека, — говорит Эрдэни Жалцанов. — Когда вдруг в предмете мы начинаем наблюдать смысл, волю, он начинает нам подсказывать, будоражить воображение".

В спектакле используются кадры из международного документального фильма "Барака". Фильм снимали в течение длительного времени по всей земле. И был показан года два назад. На протяжении полутора часов зритель наблюдает всю многоликость, красоту мира, природы: древние храмы, религиозные обряды, уникальные традиции людей из разных уголков планеты, африканских племён, индейцев. И вдруг всё это рушится: взрывные работы, пожары, рубка девственных +%a." Амазонии, войны.

Фильм идёт без комментариев: они не нужны: "Просто кадры, музыка, — говорит Эрдэни Жалцанов. — Смотришь и содрогаешься".

^