03.11.2010
В рубрике "Потребитель" мы рассказываем о том, как правильно защитить свои права, столкнувшись с недобросовестными продавцами, производителями, жилищными организациями, коммерческими компаниями. Практика показывает, что потребитель, столкнувшись с нарушением своих прав, совершенно не знает, как правильно действовать в таких случаях. Правовой ликбез помогает проводить известная общественная организация "Общество защиты прав потребителей Республики Бурятия".
В мае текущего года пенсионерка Надежда Краснова купила квартиру. Во время ремонта нового жилья на кухне вышла из строя сантехника, и произошло затопление квартиры этажом ниже с причинением материального ущерба имуществу соседей в размере 37345 рублей. Сумма ущерба по иску была взыскана с пенсионерки.

Однако сама пенсионерка уверена в том, что затопление соседской квартиры произошло по вине управляющей организации.

Надежда Краснова обращалась в управляющую организацию ООО "Стекольное" с письменной заявкой о ремонте сантехники, так как после выезда бывших хозяев, снявших смеситель, на кухне из трубы стала протекать вода. В ответ мастер ООО Ю.Г. Малых, к которому ее направил диспетчер, заявил, что сантехники заняты на аварии, ищите, мол, других. Поэтому, прождав сутки, она была вынуждена пригласить из сторонней организации сантехника, установившего для устранения течи заглушку на трубу. После этого Надежда Ильинична вновь обратилась к мастеру Г.Ю. Малых, который осмотрел сантехнику в квартире и уверил, что все в порядке. Но уже через 4 дня произошло затопление квартиры соседей.

Уже в суде мастер ООО Ю.Г. Малых дал противоречивые пояснения, которые приводим дословно: "В квартире Красновой вместо смесителя на кухне стояла заглушка с отверстием, а положена сплошная заглушка. Причиной затопления стала заглушка кустарного производства, установленная вместо смесителя".

Надежда Ильинична недоумевает: при чем здесь отсутствие либо покупка смесителя, если опытный специалист по заявке потребителя о неисправности сантехники, осмотрев ее, не увидел заглушку кустарного производства?

Данный случай комментирует заместитель председателя ОО "Общество защиты прав потребителей" Аграфена Грудинина:

— Это вполне типичная ситуация, когда управляющая организация, чтобы уйти от ответственности, перекладывает свою вину на потребителя.

В данном случае потребитель Н.И. Краснова обратилась в нашу организацию уже после вынесения решения мировым судом не в ее пользу. Конечно, Н.И. Краснова, не зная своих процессуальных прав, не заявила в суде ходатайство об истребовании из ООО письменной заявки как доказательствf ее обращения в связи с недостатками в сантехнике, т.к. заявка была составлена в одном экземпляре. Нами была оказана помощь в составлении апелляционной жалобы, по которой с Н.И. Красновой, являющейся пенсионеркой и инвалидом II группы, была снята обязанность по уплате госпошлины в размере 1317 рублей. Поскольку правоотношения между Н.И. Красновой и ООО "Стекольное" не имели юридического значения при рассмотрении иска собственника затопленной квартиры, то районный суд предложил Н.И. Красновой предъявить исковые требования к управляющей организации. В настоящее время Общество оказывает ей правовую помощь для обращения в суд с иском к ООО "Стекольное", не принявшему мер по ее письменной заявке.

К тому же надо учесть, что потребитель не является специалистом по сантехнике, тем более не разбирается в заглушках, в отличие от мастера управляющей организации. Нами в исковом заявлении будет поставлен вопрос о привлечении к ответственности управляющей организации, работники которой не приняли мер по ее заявке о ремонте сантехники, в результате чего было допущено затопление, от которого пострадали квартира и имущество соседей.

Правилами также предусмотрено устное обращение граждан в управляющие организации, но, как показывает практика, в случае аварий их трудно доказать. Были аналогичные случаи, когда управляющие организации переписывали журналы заявок, убирая из них невыполненные, с целью избежать ответственности за свое бездействие.

Поэтому потребителю необходимо обращаться в управляющую организацию с письменным заявлением (заявкой) об устранении недостатков; копию заявления с указанием даты, должности и подписи лица, его принявшего, и штампом организации оставлять для себя. Услуга является платной, при ее выполнении управляющая организация обязана выдать потребителю кассовый чек или квитанцию об оплате, акт о выполнении работ с подписью потребителя, подтверждающий их выполнение. Не соглашаться с предложением диспетчера об оплате работы сантехникам, т.к. в случае аварии они могут отказаться от сделанного, а доказать факт обращения будет невозможно. Правилами предусмотрена обязанность управляющей организации принимать немедленные меры по устранению неисправностей аварийного порядка, о чем, как видно, некоторые управляющие организации забывают.

^