10.11.2010
В этом учебном заведении города ситуация напоминает события 1917 года. Создан стачком. Ведется подпольная борьба. Распространяются листовки. Стихийно организовываются собрания. Родители разделены на два противоборствующих лагеря. В чем суть конфликта, попытался разобраться корреспондент "Номер один".
Два родительских лагеря

В школе 2 города Улан-Удэ сложилась парадоксальная ситуация. Родители никак не могут выбрать ответственных за сбор и расходование пожертвований на нужды школы. Дошло до того, что мамы и папы школьников разделились на два лагеря и сейчас стоит вопрос о том, чтобы создать при школе сразу два Попечительских совета.

Несмотря на то, что уже идет работа над регистрацией одного Попечительского совета, оппозиционно настроенные родители распространяют по школе листовки с революционными воззваниями "не поддаваться на провокации и не вступать в общественную организацию", взамен предлагая создать альтернативный Попечительский совет. Если предложение инициативной группы родителей будет принято, то это будет первый и весьма своеобразный прецедент, когда при школе будут существовать сразу две общественных организации, выполняющих одну и ту же функцию — сбор денег с родителей.

В суд за оскорбления

Конфликт родителей уже вылился за стены учебного заведения. В ближайшее время представители двух противоборствующих сторон встретятся в суде, где будет рассматриваться дело об оскорблении личности и нанесении морального и физического вреда. В суд обратилась одна из родительниц, присутствующих на родительском собрании, которая утверждает, что на общешкольном собрании ее прилюдно оскорбили, назвав воровкой, чем нанесли вред не только репутации, но и здоровью — из-за пережитого стресса с ней случился гипертонический криз.

Началась эта непростая история с собрания родительского комитета школы. На повестке собрания было обсуждение необходимости создания Попечительского совета. Деньги на различные нужды школы собирались с родителей и раньше. Но совсем недавно прокуратура вынесла предписание школе — финансово-материальная помощь родителей школе должна быть организована юридически. По опыту других школ было решено создать некоммерческую общественную организацию - "Попечительский совет школы", который занимался бы данными вопросами. Большинством голосов данное решение было одобрено. Вот тут и началось самое интересное. Председатель родкома объявил, что, в общем-то, и форма, и Устав будущей общественной организации уже есть.

— Перед собранием нам обещали, что предварительно будет проведено анкетирование родителей, нас ознакомят с Уставом создаваемого Совета. Ничего этого сделано не было, — возмущается один из родителей, присутствующих на собрании, Оюна Доржиева. — Мы попросили ознакомиться с Уставом — нам было отказано. Спросили, на какие нужды мы собираем по 500 рублей как разовый взнос — тоже нет ответа. Такое чувство, что все уже было решено и без нас, а собрание проводилось для галочки! Мы не против создания Совета, не против вносить деньги, но мы хотим знать, куда и на что собираются средства. Но, видимо, кто-то решил, что мы должны безропотно соглашаться со всем, что нам предложат!

Как в фильме "Гараж"

Собрание закончилось тем, что говорили и кричали все. Атмосфера напоминала сцены из кинофильма "Гараж". Не обошлось без истерик и даже слез. Присутствовала на собрании в качестве стороннего слушателя и директор школы. В итоге, было решено, что "саботажникам" дадут возможность самим разработать тот Устав организации, который устраивает их, и с ним ознакомятся на следующем собрании. Сказано — сделано. "Оппозиция" начала готовить проект своего Устава. Вот только их Устав так и остался не обнародованным. На следующем собрании большинством голосов был утвержден изначально предложенный вариант Устава, избраны учредители. Однако родители нескольких классов так и остались при своем мнении. Они уверены: Устав разработан с нарушениями и не в пользу самих родителей.

Листовки с воззваниями

"В Уставе не расписаны подробно права и обязанности членов Попечительского совета. Кроме того, не указано, каким образом родителями будет осуществляться контроль за деятельностью этой организации. Зато в Уставе предусмотрена возможность получения создаваемой организацией кредитов в банках. Анализ указанного документа дает нам основание полагать, что Попечительский совет создается исключительно для извлечения прибыли и занятия предпринимательской деятельностью", — так написано в листовках, распространяемых сейчас в школе оппозиционно настроенными родителями. А тем временем регистрация Попечительского совета идет полным ходом.

— Существует протокол родительского собрания, — говорит председатель родительского комитета школы 2 Татьяна Григорьева. — Большинство проголосовали за нашу повестку, за наши предложения. Конечно, всегда есть недовольные. Одни считают, что их Устав лучший — я считаю, что наш лучший. Сколько людей, столько и мнений.

Однако сдаваться родители, придерживающиеся другой точки зрения, не намерены и настроены решительно.

— Если нас не услышат, мы вправе через суд приостановить регистрацию Попечительского совета в минюсте. Затянуться это может не на один месяц. И мы хотим создать альтернативный Попечительский совет, — говорит один из членов инициативной группы родителей Бальжима Доржиева.

Администрация не вмешивается

Директор школы Лидия Бичевина в курсе ситуации, но, по ее словам, вмешиваться или вставать на чью-либо сторону в этом конфликте она не имеет права.

— Самое главное — обе стороны за создание Попечительского совета. Но у них возникли межличностные отношения, личная неприязнь. Только в этом конфликт, видимо. Я предлагала им встретиться, мы предоставим кабинет. Я могу при этом присутствовать, но вмешиваться в этот процесс не имею права. В любом случае этим сторонам, я считаю, нужно встречаться и находить компромиссное решение. Ведь все родители сами понимают, что школа без их помощи не выживет, — говорит Лидия Александровна.

Перспектива того, что при школе будут работать сразу два Попечительских совета, администрацию школы, понятное дело, не вдохновляет:

— Он должно быть единый. Ведь цели общие — помощь школе. Нужны средства на экскурсии, поощрение детей, ремонт и многое-многое другое. Как делить будут это все? "Это наши дети — возьмем деньги отсюда, а это наши — оттуда"? Это нонсенс, так не должно быть, — говорит завуч по учебно-воспитательной работе.

Родители становятся активнее

И все же вывод из этой ситуации можно сделать скорее положительный. Родительская общественность все активнее начинает участвовать в жизни школ. "Номер один" писал о том, что во многих школах уже созданы Управляющие советы, члены которых могут реально влиять на качество учебного процесса, финансово стимулируя учителей, показавших лучшие результаты работы. И хотя не везде такие Управляющие советы работают так, как это задумывалось, родители постепенно начинают понимать, что от них кое-что зависит и они имеют право на многое.

^