10.11.2010
В 1994 году Правила дорожного движения принял ныне покойный премьер Черномырдин. С тех пор они несколько раз по чуть-чуть менялись, а 10 мая 2010 года Правительство Российской Федерации своим Постановлением внесло изменение в Правила дорожного движения. Они вступают в силу в ноябре 2010 года. И новые трактовки некоторых правил могут стоить водителю лишения прав на полгода. Проводить предварительную ознакомительную и предупредительную работу с водителями никто, как обычно, не собирается. Поэтому в день "икс" нужно не попасть в число водителей, не знающих ПДД. Кто предупрежден — вооружен.
Терминология

Начнем с азов. Принятые поправки вводят в оборот новый термин "дневные ходовые огни" в соответствии с Конвенцией о дорожном движении 1968 года. "Дневные ходовые огни" — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости двигающегося транспортного средства спереди в светлое время суток". Но это не есть ближний свет фар. Дневными ходовыми огнями, которые включаются автоматически при начале движения машины, комплектуется ряд автомобилей иностранного производства.

Есть и еще новенькое. Это четкие формулировки важных явлений типа обгона. "Обгон" — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)".

"Ограниченная видимость" — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами".

"Опережение" — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства".

"Препятствие" — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе в соответствии с требованием Правил.

Что делать

Каждого водителя коснутся нижеследующие изменения. Во-первых, нужно включать фары или те самые дневные ходовые огни теперь и в населенных пунктах в светлое время суток. Все автомобили должны двигаться с включенным ближним светом фар либо с "дневными ходовыми огнями". Ранее эта норма распространялась только при движении вне населенных пунктов. С одной стороны, машину со светом гораздо лучше видно. С другой — теперь транспорт типа буксирующего тягача или перевозчика опасного груза издалека отличить будет нельзя.

Также подкорректирован Пункт 14.1 Правил дорожного движения. Он касается пешеходов. И стал жестче. "В пункте 14.1 слова "обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу" заменить словами "приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода". Ранее ПДД обязывали пропускать лишь тех пешеходов, которые уже идут по пешеходному переходу. Короче говоря, теперь придется пропускать не только тех, кому твоя машина реально мешает, но и тех, кто еще только идет к проезжей части. Глупее этого и придумать нельзя. Для остановки автомобиля требуется намного больше затрат энергии, чем для остановки пешехода. Для трогания машины — а их тысячи каждый день встает перед зеброй по сто раз в день — нужно огромное количество топлива. Сгорая, оно так загрязняет атмосферу, что гораздо более безопасным для природы видится повсеместная постройка виадуков.

Конкретизированы положения, касающиеся обгона. Например, теперь будет запрещено обгонять транспортные средства, которые снижают скорость либо останавливаются перед пешеходным переходом. Это, возможно, сохранит не одну человеческую жизнь.

А если стоит знак "Обгон запрещен", то обогнать тихохода более не наказуемо. Главное, чтобы при таком обгоне ваше транспортное средство не пересекало сплошную линию разметки. С одной стороны, нет более надобности плестись за тихоходом, с другой — владельцам скутеров, которым и так несладко на не приспособленных под мототранспорт дорогах, теперь будет еще страшнее. Наши лихачи будут обгонять "двухколесных" "впритирку", впихивая авто между мопедом и сплошной линией. Особенно цинично для владельцев двухколесного транспорта звучит пункт правил 24.3: "Водителям велосипеда и мопеда запрещается: двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки..." Кто видел специальные велосипедные дорожки, поднимите руку!

И прочее

Уравнены в обязанностях обычные водители и спецмашины. До внесения изменений в ПДД разрешалось не пристегиваться ремнями безопасности инструкторам при учебной езде обучаемых, а также в населенных пунктах — водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб со специальной окраской на наружной поверхности. Теперь эти исключения будут упразднены, и пристегиваться будут все водители указанных категорий, так как риск попасть в аварийную ситуацию у всех одинаковый.

Вводится приоритет всех знаков над разметкой: "В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками". Ранее это относилось только к временным знакам, размещаемым на переносных опорах. Их постоянно забывают убирать, и годами стоят вдоль давно отремонтированных дорог "40" в красном круге! Введение этого пункта вряд ли научит всех смотреть на знаки — ведь ездим-то мы по памяти — но постепенно все привыкнут.

Как свежий пример приведу знаки ограничения скорости в 60 и 40 км/ч в Прибайкальском районе. Когда возвращаешься в Улан-Удэ по трассе М55, со стороны Иркутска или Кабанска, на подъезде к Мандрику стоят эти временные знаки. И в минувшее воскресенье за ними стояли инспекторы ДПС с радаром. И они останавливали автомобили (а ведь по логике они должны предотвращать нарушения, а не штрафовать постфактум). Хотя ремонт в этих местах, напомню, завершился очень давно.

Изменятся и размеры штрафов. Поднимается в три раза штраф за несоблюдение предписаний знаков и разметки. По статье КоАП 12.16 за такие нарушения теперь придется платить не 100, а 300 рублей. За поворот налево или разворот в нарушение знаков или разметки водитель будет наказан административным штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей. Также ужесточено наказание за езду против движения на односторонних дорогах. Выезд в неправильную сторону на дорогу с односторонним движением наказывается лишением прав на срок от четырех до шести месяцев или штрафом 5 тыс. рублей.

^