28.07.2004
На прошлой неделе в Тункинском районе Бурятии прошла международная научно-практическая конференция "Культурные связи Древней Сибири и Америки: проблемы, исследования, гипотезы", организованная ВСГАКИ, администрацией Тункинского района, обществом шаманов Бурятии "Боо Мургэл" и республиканским комитетом по делам национальностей и связям c общественными религиозными объединениями.
В рамках конференции шаманы Монголии и Тунки провели свои обряды с целью "открыть дорогу" всем благим начинаниям района. Тункинский шаман из рода Дархат-монголов Санжа Хабарков провел обряд поклонения "Буха-Ноён-хэбтэшэ". Им была продемонстрирована локальная форма шаманизма, модель, присущая традициям племен тункинской долины. На берегу Байкала участникам мероприятия продемонстрировали свои удивительные традиции и шаманы из Монголии. Если шаманы Тунки общались с хозяевами своих величественных гор степенно и осторожно, то камлания монгольских зааринов и удаганов отличались стремительностью и экспрессией. Удивительное по красоте и эмоциональному настрою камлание заарина Бальчир из Улан-Батора покорила всех присутствующих и не оставила ни у кого никаких сомнений, что духи-онгоны на какое-то время вселись в него.
Шаманы как реликты, в их камланиях сохранились древнейшие языки, , от предков им генетически передаются формулы призывания, и таким образом эти традиции сохраняются до сегодняшнего дня.
Ученые отмечают, что у индейских шаманов из племени Навахо, побывавших в прошлом году в Тунке, есть некоторые мифологические сюжеты, сходные с бурятскими. Тема этнокультурного взаимодействия народов становится все актуальней, потому что человечество едино в своих корнях. Любой народ состоит из компонентов, которые имеют разные корни, истоки и происхождения. Проблема связи Сибири и Америки — это проблема очень давняя. Связь существовала — это научная истина, которая признана всеми. Культура Америки каменного века пришла из Сибири. Американские ученыеодонтологи определили, что зубы у определенных индейских групп сопоставимы с зубами народов Сибири и Тихого океана. Также доказательством существования древних связей является то, что в фольклоре тофаларов Восточных Саян есть сюжет, связанный с растерзанием орла, и такой же сюжет бытует в культуре индейцев Америки. Есть еще один сюжет, существующий в мифологии бурят и монголов, который связан с убиранием второго солнца. Это миф обнаружен также у народов Тихого океана и индейцев Америки. Культуры нашего региона теснейшим образом связаны с культурами народов Тихого океана, что прослеживается в орнаментах, традициях ведения домашнего хозяйства.
Установление этого факта — просто сказочное приобретение для туристической отрасли Бурятии. Тысячам туристов будет интересно своими глазами увидеть сибирских "индейцев".
Если в прошлые годы туризм был отнюдь не главным направлением района, то теперь на нем может экономически развиваться район, например, с помощью своего национального парка. Нужно строить базы отдыха, создавать экологические тропы и приучать местное население к мысли, что туристический сервис в будущем может приносить немалые деньги. Чем лучше будет работать национальный парк, чем более адекватно тункинская молодежь будет вести себя по отношению к гостям района, тем большего эффекта они достигнут. В Тунке есть красивая природа, памятники культуры, целебные источники — все то, что будет привлекать людей. Принцип устойчивого развития для Тунки видится в создании стабильной туристической экологической зоны, в развитии и наращивании потенциала национального парка, в строительстве современных гостиниц. Что-то можно отдать частному сектору, который гораздо быстрее и лучше управляется, он всегда найдет деньги на свое развитие.
Участники конференции были солидарны в одном: все готовы помочь Тункинскому национальному парку подняться и достойно представиться среди других национальных парков.
^