01.12.2010
В рубрике "Потребитель" мы рассказываем о том, как правильно защитить свои права, столкнувшись с недобросовестными продавцами, производителями, жилищными организациями, коммерческими компаниями. Практика показывает, что потребитель, столкнувшись с нарушением своих прав, совершенно не знает, как правильно действовать в таких случаях. Правовой ликбез помогает проводить известная общественная организация "Общество защиты прав потребителей Республики Бурятия" и юрист Аграфена Грудинина.
Зинаида Николаевна Петрова в августе 2010 года купила в ТД "Юбилейный" в подарок дочери на свадьбу очень красивый комплект постельного белья по цене 3600 рублей. Через 3—4 дня после пользования бельем дочь обнаружила, что на всех предметах расходятся швы: и на наволочках, и на пододеяльнике, и на простыне. Однако в связи с тем, что чек был утерян, Петровы обращаться к продавцу не стали. До тех пор, пока им в руки не попала газета "Номер один", где в рубрике "Потребитель" было написано о том, что отсутствие кассового чека не является для продавца основанием для отказа принять товар плохого качества.

12 ноября Зинаида Николаевна все-таки обратилась к продавцу с жалобой. Продавец магазина принял комплект белья, выдав для заполнения бланк заявления. Зинаида Петрова указала в заявлении недостатки, потребовав вернуть ей стоимость товара в полном размере. Умудренная опытом, который пенсионерка почерпнула из нашей газеты, она также попросила предоставить ей копию заявления с подписью продавца, подтверждающую принятие товара.

Вот только через неделю после обращения потребителя продавец штор позвонила пенсионерке и сообщила, что поставщик требует произвести стирку и глажение белья. Якобы только после этого он заберет комплект и возвратит его стоимость.

Зинаида Николаевна оказалась в замешательстве. Ведь после стирки никто не гарантирует, что поставщик вдруг не обвинит ее в неправильном уходе и "грубой" стирке или глажении белья, а затем откажет в возврате его стоимости. С вопросами, как ей быть в этой ситуации, пенсионерка обратилась в "Общество защиты прав потребителей".

Ситуацию комментирует юрист общественной организации Аграфена Грудинина:

— Это нарушение закона. Своими действиями продавец нарушает Закон РФ "О защите прав потребителей" и Правила торговли, которыми предусмотрено, что при возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств. Правилами не предусмотрена обязанность потребителя придавать изделию товарный вид, поэтому требования продавца или поставщика о стирке и глажении комплекта постельного белья являются незаконными.

Продавец обязан возвратить стоимость товара в течение 10 дней со дня обращения потребителя. За нарушение данного срока продавец уплачивает потребителю неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

В случае, если продавец (поставщик) будут настаивать на своих требованиях, вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Следует помнить, что при обращении в суд потребитель освобождается от уплаты госпошлины и вправе сам выбрать, в какой суд ему обратиться: либо по месту своего проживания, либо по месту нахождения продавца, либо по месту регистрации магазина.

В данном случае все удалось отрегулировать в досудебном порядке. После устной разъяснительной беседы юриста с продавцом штор вся стоимость товара потребителю была возвращена в полном объеме.

P.S. По всем вопросам защиты прав потребителей можно обращаться к юристу "Общества защиты прав потребителей Республики Бурятия" Аграфене Грудининой по тел.: 8983 42 08 760.

^