08.12.2010
Одним из важнейших вопросов минувшей сессии Народного Хурала являлось рассмотрения закона "О программе социального экономического развития Бурятии до 2020 года". Документ стратегический — на его основе должна определяться бюджетная и инвестиционная политика республики. Однако Хурал не стал принимать этот закон по арифметическим причинам.
Завышенные индикаторы

Грандиозным провалом закончилась попытка принять в Хурале законопроект "О программе социально-экономического развития Бурятии до 2020 года". Оказалось, что программа (из двух частей: отдельно до 2015 и с 2015 по 2020 годы) во многом противоречит сама себе. В ней не сходятся цифры, не согласованы прогнозы, а некоторые выдержки и вовсе противоречат здравому смыслу.

- Динамика основных индикаторов программы существенно завышена, — отметил депутат Ирильдеев, глава Комитета Хурала по экономике.

Нереальным представляется, например, рост валовой продукции сельского хозяйства в 2011—2015 годы — ежегодно в 2,4 млрд рублей. А с 2015—2020 годов — 4-миллиардный ежегодный прирост. Темпы совершенно нереалистичные.

Встречаются и очень необычные цифры. Например, предполагается взрывной рост рентабельности производства и распределения электроэнергии, газа, воды. В 2011—2015 годах заложен рост на 0,6 процента в год. Но в 2015—2020 годах ожидается ежегодный рост рентабельности на 2,7 процента. Чем объясняется такой резкий (в 4,5 раза) скачок рентабельности во вторую пятилетку, абсолютно непонятно, т.к. правительство Бурятии не объясняет свою стратегическую мысль, бродящую в голове. Может быть, произойдет скачок цен для потребителей воды, электричества? Вот рентабельность и вырастет:

— Также невозможно объяснить увеличение индикатора "среднемесячная заработная плата в металлургическом производстве, — говорит Вячеслав Ирильдеев. — За период 2015—2020 годов обещают, что она вырастет до 22396 рублей. Тогда как за период 2011—2015 годов она составила только 8804 рубля.

Невероятно много с 2015 по 2020 годы — в разы! — в республике должны вырасти объемы отгрузки, производительность труда, среднемесячная зарплата в промышленности стройматериалов.

Парадоксы

Парадоксально смотрится резкое (в разы) увеличение темпов производства и распределения продукции в разных отраслях экономики Бурятии с одновременным медленным ростом грузоперевозок.

— Мы знаем, что грузоперевозки — это интегральный показатель развития экономики, связанный со всеми отраслями. Как они могут жить в отрыве от всей остальной экономики? — недоуменно отметил депутат Ирильдеев.

Действительно, куда Бурятия собирается девать произведенную продукцию без грузоперевозок? Хранить на складах? Или в ближайшее время в республике изобретут способ мгновенной телепортации в нужное место выпущенного хлеба, молока, вертолетов, пиломатериала, добытого угля: И никаких грузовиков, железнодорожных контейнеров не потребуется!

Вячеслав Ирильдеев призвал привести к единообразию Программу СЭР до 2020 года и Программу СЭР на 2011—2015 годы. Как ни удивительно, они во многом разбалансированы.

— Программой 2011—2015 годов запланирован рост индикатора "ежемесячная заработная плата в сфере транспорта" на 8415 рублей. Программой до 2020 года предусмотрено снижение зарплаты в 2015—2020 годах на 915 рублей: Видимо, что-то должно произойти? — полюбопытствовал Вячеслав Ирильдеев.

Смертность понизят и повысят

Конечно, написали в законопроекте и про народ. К 2015 году смертность трудоспособных жителей Бурятии планируется снизить с 810 до 790 человек на сто тысяч населения. Но в плане до 2020 года стоит другой показатель — 795 человек. Таким образом, правительство официально планирует сначала понизить смертность трудоспособных граждан, а потом повысить.

— Нужно объяснить, что в республике должно случиться для этого, чтобы повысилась смертность, — сказал депутат.

Даже с компьютеризацией населения республики все будет обстоять странно. В 2011—2015 годах уровень компьютеризации на сто человек начнет: падать до 21,7 процента. Наверное, в регионе появится много людей без компьютеров.

— Откуда шли, туда же и пришли, — удивился необъяснимым выкладкам правительства Ирильдеев.

С дорогами тоже все замечательно. В пятилетку 2011—2015 годов правительство хочет построить в родной республике 41 км автодорог. В 2016—2020 годах хотят построить в 6,4 раза больше.

Забрать и переписать

Президент Наговицын, находившийся на сессии, с мрачным видом слушал, как с трибуны Хурала громят стратегический документ правительства. И он озвучил предложение вернуть документ на доработку.

Судя по всему, доверившись своей команде, президент не знал, в каком "сыром" состоянии находится Программа-2020, и в итоге был неприятно удивлен. Депутаты Хурала и члены правительства, подавленные убожеством законопроекта, которое развернул перед ними Вячеслав Ирильдеев, против предложения не принимать закон не возражали. Депутаты перенесли принятие законопроекта на следующую сессию Хурала.

Остается без ответа вопрос о том, как документ в таком виде вообще попал на голосование в Хурал. Расчет, и видимо, обоснованный, у разработчиков документа был на то, что документ внимательно читать никто не станет. Так нерадивые студенты сдают не слишком придирчивым преподавателям наскоро слепленные рефераты. Возможно также, сами разработчики считают, что цифры, вписанные в стратегию, не важны. Поэтому и продукт получился соответствующий. Однако придирчивые читатели у документа нашлись.

^