15.12.2010
С приходом в Оперный театр маэстро Антона Лубченко все заговорили о культурной революции в Улан-Удэ. У многих сложилось мнение, что новый худрук театра оперы и балета сделает так, что классическую музыку будут любить все, и она станет модным явлением в нашем городе. Как выяснилось, это не совсем так.
В холодном зале

11—12 декабря в зале филармонии прошли концерты Международного фестиваля "Времена года. Зимние встречи". В отличие от "Осенних встреч", которые положили начало фестивалю и сопровождались широкой рекламой, "Зимние встречи" прошли довольно блекло.

В холодном зале филармонии, кутаясь в шали, сидел немногочисленный народ. Концерт проходил в полной тишине. В первый день не было обещанного второго отделения. Именитых музыкантов из Австрии, Нидерландов, Швейцарии и прочих стран зрители также не увидели. А сам маэстро Лубченко ходил с весьма раздраженным видом.

Второй день прошел более динамично и радостно. Пришел министр культуры РБ Тимур Цыбиков, за ним прошествовал режиссер Олег Юмов. К немногочисленному народу, который присутствовал в первый день, добавились лица с телевидения, артисты и некоторые другие более или менее известные персоны.

Получается, послушать классическую музыку, помимо приглашенных лиц, приходят "одни и те же люди".

Таксисты и проповедники

"Нет, студентов музыкального колледжа здесь нет, преподавателей тоже, — говорит Дарима Линховоин, народная артистка России. — Академия культуры вообще не ходит на концерты. Это говорит о том, что педагоги не интересуются классической музыкой. Если бы сам педагог пошел на концерт, с ним пошли бы и студенты. Кто тогда ходит? Вы знаете, приходят совершено разные люди, которые не связаны со сферой культуры. Например, практически на всех концертах я вижу одну женщину, которая занимается духовной жизнью человека в Бурятии. Она читает проповеди в церкви".

"Я сегодня ехал в такси и не поверил своим ушам, — рассказывает Антон Лубченко. — В салоне звучала пятая симфония Малера. Я подумал: ну, понятно, он узнал мое лицо и решил сделать приятное. "Это Малер?" — спрашиваю. А таксист в ответ: "А вы не любите классическую музыку?" Ну, думаю, слава богу, не узнал. Я его пригласил на наши концерты, а он удивился: "А что, у нас в городе проводятся оркестры симфонической музыки?"

Ценителями прекрасного, как оказалось, являются не представители культуры, не чиновники и не бизнесмены, а простые граждане.

"Классическая музыка и так массовая, — говорит Антон Лубченко. — Как любое искусство. Искусство не может быть элитарным по определению. Но не все едят рыбу, не все предпочитают пиво. Классическая музыка — это дело вкуса. Ее не должны любить все. Моя задача состоит в том, чтобы те люди, которые испытывают в этом потребность, удовлетворяли ее".

Нужно привыкать

Дарима Лхасарановна уверена, что приобщиться к прекрасному можно, только придя на подобные концерты и просто слушая:

"Человек совершенен. Он лучше компьютера. Сознанием мы понимаем мир на 5 %, остальные 95 % — это подсознательное, это то, что происходит в музыкальной атмосфере. Слушая музыку, мы начинаем вглядываться в себя и начинаем узнавать себя. Людям надо просто ходить на концерты и привыкать. Когда 5-летний ребенок приходит на занятие по музыке, он 15 минут слушает, а остальные полтора часа он не слушает. Но 15 минут он все-таки слушал музыку. Постепенно через 10 лет можно видеть, как этот ребенок слушает уже полтора часа и понимает музыку".

Как говорит Дарима Линховоин, половина зала не понимала музыку:

"Передо мной сидели женщины и крутили головами. Но половина зала все-таки понимает. Они внимательно слушали и пытались понять. Ведь в концерте были определенные откровения — эмоциональные или, наоборот, тихие. Это страницы классической музыки, которые давали возможность человеку заглянуть в собственные ощущения".

Тем, видимо, и будет заниматься коллектив творческих работников во главе с Антоном Лубченко — кто уже может слушать классическую музыку, должны получить такую возможность. Тем, кто пока "не понимает", будет предоставлена возможность открыть для себя эту часть искусства. Ведь, как оказалось, даже ценители классики, живущие в Улан-Удэ, считают, что услышать ее вживую в нашем городе невозможно.

^