15.12.2010
В рубрике "Потребитель" мы рассказываем о том, как правильно защитить свои права, столкнувшись с недобросовестными продавцами, производителями, жилищными организациями, коммерческими компаниями. Практика показывает, что потребитель, столкнувшись с нарушением своих прав, совершенно не знает, как правильно действовать в таких случаях. Правовой ликбез помогает проводить известная общественная организация "Общество защиты прав потребителей Республики Бурятия" и юрист Аграфена Грудинина.
Пенсионерка Нина Ильинична Федорова по объявлению в газете пригласила домой мастера для установки решетки на балкон. Предусмотрительно заключила с ним договор, оплатив часть стоимости работ. Расписку о получении денег мастер не выдал. Впоследствии оказалось, что работа по установке решетки выполнена некачественно, однако мастер потребовал оплатить его работу полностью. При этом в договоре, заключенном пенсионеркой с мастером, не указано местонахождение фирмы. Когда Нина Ильинична позвонила в данную организацию, чтобы узнать адрес фирмы, ей отказали в этой информации, потребовав, чтобы она заплатила всю сумму за выполненные у нее дома работы.

В похожей ситуации оказалась и другая улан-удэнка Зоя Кузнецова. Она также по телефону, указанному в газете, обратилась в организацию, занимающуюся ремонтом квартир. Диспетчер, принимавшая заявку, сообщила Зое Николаевне о том, что у мастера, которого они пришлют, есть и опыт и лицензия. Тем не менее, качеством выполненной работы женщина не только осталась не довольна, но даже была шокирована тем зрелищем, которое она увидела по завершении ремонтных работ. Красивая, новая кафельная плитка была уложена крайне неаккуратно и кое-где уже отваливается от стен. Диспетчер после жалобы Зои Николаевны лично приехала и осмотрела работу горе-мастера. Она согласилась с тем, что работа сделана некачественно, заверив, что работник все переделает, но спустя месяц так ничего сделано не было. Никакого договора заключено не было, аванс в 10000 рублей, который уплатила Зоя Николаевна, не был подтвержден распиской.

— На мои звонки, если я звоню из своей квартиры, теперь не отвечают, видимо, запомнили мой номер телефона. Попробовала позвонить от соседки. Диспетчер, узнав меня, разговаривала со мной грубо, заявив, что я теперь сама должна искать работника, хотя его адрес мне не дают. Единственное, что осталось у меня, — это номер телефона из газеты, фамилия мастера, — сетует Зоя Кузнецова.

В результат, теперь Зое Николаевне, похоже, придется не только снова покупать новую кафельную плитку, но и нанимать специалиста для демонтажа некачественно уложенной прежней плитки.

По словам юриста Аграфены Грудининой, оба случая, к сожалению, говорят о правовой безграмотности самих потребителей. Юрист поясняет, как на самом деле нужно действовать в таких случаях:

— При выполнении любых ремонтных работ нужно заключать договор. При этом необходимо требовать от организации предоставления свидетельства о ее государственной регистрации с указанием зарегистрировавшего ее налогового органа. Исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Если данный вид деятельности подлежит лицензированию, то потребителя должны ознакомить с тем, каким видом деятельности занимается исполнитель, показать номер лицензии, срок ее действия и орган, выдавший указанную лицензию или свидетельство.

Также необходимо требовать доверенность, подтверждающую право работника представлять организацию или ИП, получать деньги за проведенные работы, а не ограничиваться названием фамилии мастера по телефону.

Отсутствие указанных документов при заключении договора свидетельствует о незаконном предпринимательстве. Как правило, в таких случаях, если нет письменного договора, то нет и возможности привлечь к ответственности за некачественную работу. Отсутствие кассовых и товарных чеков, квитанций, подтверждающих оплату за проведенные работы, также приводит к тому, что потом даже в судебном порядке взыскать что-либо будет невозможно.

В данном случае единственное, что я могу посоветовать потребителям, это обратиться в правоохранительные органы с заявлениями, в которых указать названия газет, где были опубликованы объявления лиц, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью. Также можно приложить к заявлению распечатки телефонных звонков, подтверждающие факт обращения к ним, указать свидетелей, которые могут подтвердить, что мастера проводили работы (соседи и так далее). После проверки и подтверждения фактов незаконного предпринимательства указанные лица будут привлечены к административной ответственности.

Что касается договора, в нем должны быть в обязательном порядке указаны стоимость выполняемых работ, порядок оплаты, сроки выполнения работ, ответственность в случае их нарушения.

На договорах должны быть поставлены печати, без которых договор не может быть признан действительным. По требованию потребителя исполнитель обязан предоставить твердую или приблизительную смету. При оплате выполненных работ потребителю обязаны выдать кассовый или товарный чеки, квитанцию, подписанную руководителем ООО или ИП, на которых должна быть поставлена печать организации.

Оплата за выполненные работы может быть произведена после подписания акта приема-передачи работ. Потребитель вправе требовать от исполнителя оплаты неустойки в размере 3 % стоимости работ за каждый день просрочки либо снижения оплаты с учетом неустойки. В случае отказа исполнителя от устранения недостатков выполненной работы потребитель вправе обратиться в суд с иском, в котором потребует расторжения договора в связи с выполнением работ ненадлежащего качества, выплаты неустойки в связи с нарушением сроков выполнения работ или устранении недостатков, а также возмещения морального вреда.

Во избежание аналогичных ошибок желательно перед заключением письменного договора обратиться с запросом в налоговый орган для проверки предоставленной информации об индивидуальном предпринимателе или ООО. Только убедившись в их достоверности, можно заключить письменный договор, предварительно проконсультировавшись с юристом.

P.S. По всем вопросам защиты прав потребителей можно обращаться к юристу "Общества защиты прав потребителей Республики Бурятия" Аграфене Грудининой по тел.: 8983 42 08 760.

^