22.12.2010
В Бурятии разворачивается драматическое противостояние социальных служб. 1200 детей с ограниченными возможностями могли бы получить бесплатно дорогостоящие комплекты оборудования для дистанционного домашнего обучения. Но эта перспектива встретила сопротивление.
Оборудование готовы доставить абсолютно бесплатно в любую точку республики. Но многие родители желают, чтобы их дети, имеющие инвалидность, обучались вместе со своими сверстниками — в обычной школе. В этом стремлении родителей поддерживает Фонд создания безбарьерной среды. Да и самим школам невыгодно лишаться учеников.

В итоге, из 1200 детей-инвалидов участниками программы стали лишь 109 ребят. Сотрудники Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения, внедряющие систему дистанционного обучения, выезжали в 14 районов Бурятии, чтобы доставить необходимое оборудование и установить его. Общая стоимость оборудования — свыше 63 млн рублей.

— Стоимость каждого комплекта оборудования разная: она зависит от того, какое заболевание у ребенка, — говорит заместитель руководителя Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения Наталья Алексеевна. — В среднем от 118 тыс. до 140 тыс. рублей. Сейчас мы должны получить комплекты оборудования для незрячих детей, которые мы также повезем в районы. Их сметная стоимость — порядка 700 тыс. рублей.

Из детей, живущих в разных уголках республики, здесь формируют классы, составляют расписание. Уроки идут через Интернет. Например, у преподавателя Туяны Самбуевой дети получают знания по географии. В 5 "б" классе у нее две ученицы — из Улан-Удэ и Тункинского района, а в параллельном 5 "в" — ребята из Мухоршибирского, Бичурского и Прибайкальского районов.

Тормозит реализацию этого проекта в Бурятии то, что в общеобразовательных школах действует подушевое финансирование. Если ребенок уходит из класса на индивидуальное обучение, учитель теряет в заработной плате. В министерстве образования утверждают, что зачастую информацию о существовании центра дистанционного образования в районах умышленно скрывают. Родители детей-инвалидов такого рода информацию не получают, и поэтому сотрудникам ресурсного центра дистанционного обучения приходится самостоятельно выезжать в разные уголки Бурятии и лично информировать заинтересованных людей.

— Федеральный центр поставил перед нами задачу выйти на 90 % охвата обучения детей, причем в сроки до конца 2010-го года, — сетует Татьяна Цыбикова, руководитель центра. — Сейчас мы понимаем, не в состоянии сделать это.

^