22.12.2010
В рубрике "Потребитель" мы рассказываем о том, как правильно защитить свои права, столкнувшись с недобросовестными продавцами, производителями, жилищными организациями, коммерческими компаниями. Практика показывает, что потребитель, столкнувшись с нарушением своих прав, совершенно не знает, как правильно действовать в таких случаях. Правовой ликбез помогает проводить известная общественная организация "Общество защиты прав потребителей Республики Бурятия" и юрист Аграфена Грудинина.

Температура в квартирах должна быть +18

В нашу редакцию обратились жители благоустроенных домов в п. Сотниково. Проблема холода в их квартирах так и остается неразрешенной в течение многих лет. И это несмотря на то, что жители обошли все возможные инстанции с жалобами. Организации, поставляющие тепло, постоянно меняются, только вот результатов так и нет. К вопросу подключилось даже правительство РБ, были выделены деньги на проведение ремонта в котельной, но теплее в квартирах так и не стало. Сотниковцы вынуждены находиться дома в теплой одежде, пользоваться обогревателями, но температура воздуха не поднимается выше +14—15 градусов, вместо горячей воды идет теплая, которую приходится потом еще подогревать. Тем не менее, перерасчетов жителям не производят, требуя оплату как за качественную услугу, хотя по показаниям коллективного счетчика видно, что тепло поступает ниже установленной нормы. Сотниковцы страдают не только от холода. Подъезды домов не убираются, не освещаются, не ремонтируются.

С аналогичными вопросами сталкиваются многие потребители. Что делать в таких случаях и как вернуть свои деньги за недопоставленные или некачественно предоставленные услуги, разъясняет юрист Аграфена Грудинина:

— Правилами предусмотрена обязанность организации по предоставлению потребителю коммунальных услуг надлежащего качества, безопасных для его жизни и здоровья. Температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 градусов, в угловых — +20 градусов. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается на 0,15 % размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры.

При температуре горячей воды ниже 40 градусов платить надо как за холодную

Температура горячей воды должна быть не менее 50 градусов. При отклонении температуры горячей воды ниже 40 градусов оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

Теперь вы можете посчитать сами, примерно на какую сумму вам должны сделать перерасчет. Но для того чтобы он был произведен качественно, необходим акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Акты составляются управляющей организацией или ТСЖ по требованию потребителя. В случае если cтороны не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяется новое время и дата, на которую приглашается представитель Управления Роспотребнадзора или Жилищной инспекции.

Также в акте в обязательном порядке должны быть указаны данные о приборе учета, которым производился замер температуры воздуха в жилом помещении, в том числе дата проведения его поверки. В случае отсутствия указанных данных о приборе, а его проверка должна производиться ежегодно, акт может быть признан недействительным. Данные домашних термометров, по которым жильцы сами определяют температуру в своей квартире, не могут являться доказательством.

Акт — документ обязательный

Следует помнить, что без составления акта, по показаниям коллективного прибора, перерасчет не производится. Поэтому, если управляющая организация отказывается составлять акты, потребители вправе с жалобой на их действия обратиться в Управление Роспотребнадзора по РБ или Жилищную инспекцию.

Если же управляющие организации не производят перерасчеты по актам контролирующих органов, то потребители вправе обратиться за защитой своих прав в суд, где опять-таки доказательством будет являться вышеуказанный акт. В иске, наряду с требованиями о перерасчете, можно выдвинуть требования о прекращении нарушений прав потребителей, взыскании неустойки и морального вреда. В случае если кто-то из членов семьи болел, приобщить к иску медицинские справки.

Что касается подъездов, то ответственность за их ненадлежащее состояние, независимо от задолженности, имеющейся у жителей дома, несет управляющая организация или ТСЖ, которые обязаны заключать с потребителями договоры на обслуживание. Юридические службы указанных организаций должны вести работу с неплательщиками, обращаться в суд о взыскании долгов, переселять в неблагоустроенное жилье и так далее. Добросовестные потребители не должны страдать оттого, что они живут рядом с должниками, а управляющие организации или ТСЖ бездействуют. Нужно обращаться в организации с письменными требованиями о выполнении ими своих обязательств, так как в случае непринятия мер письменные заявления будут служить доказательством при обращении в контролирующие органы и суд.

P.S. По всем вопросам защиты прав потребителей можно обращаться к юристу "Общества защиты прав потребителей Республики Бурятия" Аграфене Грудининой по тел.: 8983 42 08 760.

^