04.08.2004
Среди жителей нашей республики по традиции огромной популярностью пользуется баранина. Практически ни один праздник не обходиться без блюд из этого мяса, а уж любимый Сагаалган так просто невозможно без них представить. Но если для домашних приготовлений достаточно купить на рынке парутройку килограммов мяса, то для коллективного выезда на природу или больших торжеств, свадеб, юбилеев необходимо брать сразу целого барана, а то и двух. Точек продажи достаточно много, как правило, они находятся возле транспортных развязок на подъездах к городу. Сельчане мигрируют ближе к очагам спроса.
Производство полного цикла
Как выяснилось из разговора с продавцом баранов Светланой, активный сезон начинается где-то в конце апреля и продолжается до сентября:
"Каждый день продаем двух-трех баранов, а в выходные до десяти уходит. Сейчас многие стали брать мясо в живом виде. Отдыхать едут, на обряды берут, на свадьбы, на юбилеи".
Бараны, которыми торгует наша собеседница, принадлежат фермерскому хозяйству в Тулунже. Вообще, работу Свету с ее небольшой отарой можно назвать производством полного цикла. Она сама их пасет, сама пригоняет к месту продажи, сама же и торгует:
"Я целый день с ними, — смеется, — только с 12 до 6 утра отдыхаю, пока сплю. Они же своим ходом доходят сюда. Вот и приходиться вставать в шести, а к девяти уже приходим на место. Гоню их не торопясь, по дороге они еще и пастись успевают, травку щипать. Обратно выходим в девять вечера, к двенадцати добираемся до дома, и так каждый день. Да я привыкла уже к ним. Хотя только первый год с баранами работаю".
Что ни говори, а рынок автоматически регулирует предложение потребительским спросом. Необходимость в "живом товаре", которая возникла с ростом благосостояния, подстегнула и производителей.
Сейчас цена живого барана колеблется (в зависимости от веса) от двух до двух с половиной тысяч рублей. Светлана на наш вопрос, как определяется стоимость конкретного барана, удивляется:
"Так я что, не вижу что ли? Вот этот (жест в сторону барашка, стоящего с краю) потянет на 2300. А эти, видите, беленькие, они по две с половиной. Это мне родственники из Боргоя прислали. Настоящие боргойские бараны, у них мясо совсем другое, кто знает, тот поймет, о чем я говорю. А вообще, у нас все бараны хорошие, нашей бурятской породы. Некоторые приезжие из деревень продают курдючных баранов, их особенно любят кавказцы. Но они какие-то дикие, сколько случаев было, когда прямо на ходу из багажника выскакивали. Бывало и совсем убегали. А наши смирные".
Судьба — шашлык
Пока мы разговариваем со Светланой, ее товаром живо интересуются покупатели. На иномарке подъехал молодой русский парень, которого сопровождает дед-бурят. Видимо, не надеясь на собственные способности в определении товарных качеств, молодой человек и позвал с собой специалиста. К тому же для заколки и приготовления барана также требуются определенные умения, о которых в книжках не прочитаешь. Дед внимательно рассматривает баранов, мнет пальцами их загривки, определяя жирность и мясистость животных. Потом показывает пальцем на одного наиболее упитанного. Молодой парень рассчитывается, после чего барану связывают ноги и закидывают в багажник "Тойоты". Скорее всего, жить ему осталось совсем немного, уже к вечеру из его мяса будет приготовлен шашлык и сварен бухулер.
Через десять минут к бараньей "лавке" подходит целая делегация человек из тридцати, среди которых немало детей разного возраста. Как выясняется, коллектив какого-то предприятия едет отдыхать на Байкальский прибой. Пока их транспорт заправляется топливом, мужчины рассматривают товар. Выбор их падает почему-то на барашка с подбитым глазом, которого ведут в подъехавший с заправки желтый ПАЗик. Животное отчаянно сопротивляется, отказываясь добровольно идти на съедение. Но ему связывают ноги и вносят внутрь автобуса. Вот и ему, наверняка, уже не встретить следующий рассвет. Но такая уж у него судьба — стать шашлыком.
^