09.03.2011
Весенние нюансы
К весеннему сезону отношение у автовладельцев неоднозначное. С одной стороны, это радость: не нужно долго греть двигатель и можно c дорогостоящей теплой стоянки вернуться на открытую. Удлинившийся световой день радует -- даже не верится, что рабочий день уже окончен, ведь за окном в 18:00 еще так светло! С другой стороны, на проезжих частях жутко опасный гололед, начали просыпаться и выходить на большую дорогу «подснежники». А машине после изнурительной зимней эксплуатации необходимо внимание.
Техника //
Наши автомобили, кажется, тоже рады теплу. На глазах сократился расход горючего, двигатель остывает куда меньше, а в салоне тепло от одних лишь солнечных лучей.
Но сейчас, пока еще на СТО города свободно и пустынно, самое время начать пост-зимний техосмотр. Не тот, для талончика, а для себя и нее, любимой ласточки. В первую очередь, после зимней эксплуатации в температурах, которые несколько отличаются от предусмотренных заводом-изготовителем в качестве штатных, в осмотре нуждается ходовая часть. Мы уже упоминали, что --25 -- это нижний предел температуры для эксплуатации амортизаторов большинства марок. Если они выжили, то это либо заслуга водителя, который берег их, прогревая в начале каждого пути, либо просто запас прочности добросовестного производителя (вы купили не подделку).
Сделайте диагностику ходовой части машины. С утра, как известно (в первый час работы СТО), это везде бесплатно. Но практика показывает, что нельзя верить диагнозу первого же сервиса -- их работникам свойственно увеличивать список замен и ремонтов в целях увеличения заработка. Поэтому посетите более чем один сервис. Особенно эта рекомендация касается владельцев автомобилей, которых креативный производитель наградил сложной подвеской. Модели драйверского, спортивного толка порой затрудняют диагностику из-за множества «лишних», как выражаются мастера, набившие руку на простеньком массовом «МакФерсоне», элементов. Мало кто из ходовочников в восторге от перспективы разбираться с многорычажной подвеской, в паутине которой что-то застучало. Потому что диагностировать ходовку какого-нибудь Honda Accord, Subaru Legacy, Mitsubishi Galant намного труднее из-за ее навороченности. И простой раскачкой выявить износ какого-нибудь из элементов в многорычажке не всегда удается. Но и стенды, появившиеся в нашем городе в последнее время, не дают истинной картины. Владельцам СТО надо отбивать кредиты, взятые на покупку заморских шайтан-аппаратов. Поэтому тем, у кого достаточно редкий и малоизученный сервисменами Улан-Удэ автомобиль, советую самолично изучать матчасть. Форумы и обзоры, посвященные проблемам вашей модели, очень хорошо помогают не только теорией, но и знакомствами с единомышленниками, среди которых непременно есть те, кто родился с ключами в крепких умелых руках.
В любом случае, лучше всего иметь постоянное место ремонта, где ваш автомобиль знают, а вас ценят как верного клиента. Рекомендации друзей -- а лучше тех, у кого такая же машина, как у вас, весьма полезны. Если вам понравился результат и процесс ремонта в какой-то СТО, и это не показалось вам случайной удачей, держитесь сей станции и в дальнейшем. В нашем городе много отличных мест. Хорошую репутацию в целом имеют СТО «Драйв», «Мост», «Автовизард», «Ойл-Сервис» и другие. В работе любого, даже самого лучшего, сервиса случаются оплошности и недоработки, поэтому непременно просите мастера проверить работу его спецов. Правильно оформленный заказ-наряд и квитанция об оплате помогут вам доказывать свои права на гарантийное исправление недоделок или повторный ремонт в случае чего.
Перейдем к агрегатам. За зиму несладко пришлось двигателю и коробке. Постоянные прогревы ведут к тому, что замена масла производится не по пробегу, а по моточасам. За ними, конечно, не следит никто, но поменять масло в двигателе на пару тысяч раньше еще ни одному из них не повредило. Напротив, интенсивно образовывавшиеся при работе на холостом ходу продукты горения полезно выбросить из мотора вместе со старым маслом, не откладывая. Насыщенное копотью и сажей масло работает (смазывает, охлаждает, очищает, защищает от износа) плохо. Проверьте уровень, понюхайте масло и оцените его цвет. Фу, да? На замену! И не смотрите на то, что циферки на этикетке, приклеенной масленщиками, еще не совпадают с таковыми на одометре. А дизели, турбированные и прочие высоконагруженные моторы вообще имеют в регламенте замену моторки через 5000 км. Вообще привыкайте ориентироваться больше на свои ощущения, чем на мертвые цифры -- понимать и чувствовать свою машину вы научитесь, только внимательно к ней относясь и наблюдая за ее жизнью.
Замена жидкости в коробке тоже должна производиться регулярно. Меняете масло в моторе -- попросите спецов посмотреть и ее. Уровень и состояние нелишне отслеживать регулярно. Стоимость контрактных агрегатов (то есть без пробега по РФ, из Японии) за последний год выросла раза в полтора, а про цену новых и говорить не приходится.
Холодные пуски ускоряют износ стартера, свечей зажигания и прочей электрики. И им тоже не помешает диагностика. Зарядите в стационарных условиях аккумуляторную батарею, попросите проверить электролит -- уровень и плотность.
Вождение / /
Главная особенность весеннего вождения -- это неравномерность покрытия и резкое ухудшение его сцепных свойств. Лед, который образуется в местах массового торможения и на мостах, весной дополняется льдом от тающего на обочинах и второстепенных дорогах снега. Теплый, он активно разносится колесами машин на большие расстояния и осложняет ситуацию. Снег в температурах, близких к нулю, приобретает качества жидкости, и поведение машины сильно меняется. Ухудшившуюся управляемость отмечают все. Водители жалуются: «Скользко как никогда». Так и есть.
На гололеде важно быть внимательным и осторожным. Если вы не ездили зимой, то возобновлять или начинать езду сейчас -- очень рискованный шаг. Для успеха вам понадобится хороший, уравновешенный учитель, который будет ограничивать эйфорические порывы застоявшегося драйвера помчаться по асфальту. Потому что в некоторых местах тонкая корочка прозрачного и потому невидимого льда может стать причиной беды. И о ней вас никто не предупредит вовремя. Водителям, не имеющим навыков экстремальной езды, вылет на участок с плохим сцеплением наверняка гарантирует внезапную и нерадостную встречу с другими участниками дорожного движения. Последующий кузовной ремонт и лечение у травматолога -- очень неприятное для весны (лета, осени и зимы) занятие. Поэтому обязательны: плавная манера езды, отсутствие отвлекающих от дороги факторов и постоянная, непрерывная оценка покрытия, по которому сейчас поедут ваши колеса -- именно ваши, ибо лучший способ хорошо водить -- это уметь превращаться с машиной в одно целое. И чем сложнее дорожные условия, тем погруженнее в управление автомобилем следует быть водителю.
Аккуратное, плавное и предсказуемое для сзади идущих торможение, столь же плавный разгон и оценка всего, что происходит вокруг вашей машины, снижают риск попадания в аварию. Начинает вносить свою лепту и тающая грязь, мелкие брызги которой поднимаются в воздух колесами. Позаботьтесь об обзорности и информативности ваших действий и намерений для других -- залейте незамерзающую жидкость в омыватель, очищайте фары и задние фонари и пользуйтесь указателями поворота. Пешеходы, которые по весеннему гололеду падают наземь еще чаще и ходят, в страхе упасть, еще медленнее, тоже стали опаснее. Смена обуви на более скользкую демисезонную осложняет им жизнь. Плюс они заметно обнаглели после повышения штрафов за непропускание их на «зебрах» и лезут на проезжую часть даже там, где перехода нет. Поэтому скорость передвижения там, где выходят на дорогу пешие, должна быть мизерной -- чтобы успеть остановиться и сохранить бампер. И кстати, желательно, если не только передний, но и задний! Это намек на то, что дистанция в первые весенние недели обязана быть увеличена, чтобы не догнать переднюю машину.
Но пусть все эти предостережения не портят вам настроение. Весна в нашем климате -- это большая радость и настоящий праздник жизни. Дожили, дождались -- ура!
Ольга Кокорина, для «Номер один».

^