23.03.2011
Когда надоедает мейнстрим
В Улан-Удэ выступила группа «Ят-Ха»
На сегодняшний день наблюдается большой разброс в музыкальной жизни России и, в частности, в Бурятии: кто-то увлекается серьезной классической музыкой, кто-то -- «попсой», а середина остается незаполненной. В то время как именно группа «Ят-Ха», которая 16 марта выступила в Улан-Удэ, идет срединным путем и представляет собой синтез разных жанров искусства. //

Такими выводами поделился на пресс-конференции по поводу приезда группы Виктор Усович, худ. руководитель Бурятской государственной Филармонии, где и прошел концерт.

«Для меня как композитора «Ят-Ха» -- это образец того, как должна развиваться музыка, -- говорит Виктор Усович. -- Они не просто берут звуки, а пропагандируют восточный взгляд на мир, и это очень перспективно».

В Улан-Удэ группа «Ят-Ха» уже выступала, но в рамках сейшна. На этот раз музыканты приехали по приглашению Саяна Жамбалова и группы «Урагшаа», которая и выступала в первом отделении концерта.
Перерыв закончился. И зал взорвался аплодисментами и воплями поклонников: на сцену, наконец, вышли Альберт Кувезин и его команда.

Откровенный хиппи, с развевающимися полуседыми волосами и голосом шамана -- это и есть лидер «Ят-Хи». Иногда он почему-то напоминал серого волка. Группа обладает сильной энергетикой, что делает их отличными от других подобных проектов.

«Ят-Ха» постоянно экспериментирует. Тувинские инструменты, немного психоделики, электронных шумов. «Раньше у нас тексты носили энергетический характер, то есть не важно было, что сказать, гораздо важнее было, как это сделать, -- рассказывает Альберт Кувезин. -- Примерно с 2000 года стало больше песен со смысловой нагрузкой».

А в начале 90-х, когда группа только появилась, в России такая музыка была не понята, не принята и совсем не популярна. Впрочем, и сегодня музыканты известны за рубежом гораздо больше, чем в родной стране.

«С чем это связано? С Россией, -- говорит Альберт Кувезин, лидер группы. --
В то время был стык коммунизма и капитализма. Отчасти не принимали. А во время капитализма был огромный взрыв мейнстрима, в частности, в России. Начали приезжать звезды, которых здесь почитали, тайком покупали их пластинки, хотя на Западе эти люди давно были никому не интересны. Это был такой процесс насыщения. И не только в музыкальной сфере».

В то же время в Европе, США, Канаде этническая музыка получила мощный толчок. Начали проводиться фестивали размерами со знаменитый Woodstock. А когда народная музыка выходит на стадионы, естественно, тысячи людей получают к ней доступ. И это мультикультурное пространство создавали, в том числе, и эмигранты из разных уголков мира.

На Западе постепенно структура шоу-бизнеса начала отходить от мейнстрима и переключаться на world music (мировую музыку). Этим термином принято обозначать музыку третьих стран. Тогда начали появляться звукозаписывающие студии, радиостанции, где крутят только мировую музыку. Сегодня это уже целая сеть радиостанций по всей Европе.

«Поэтому европейский народ более продвинутый, -- продолжает Альберт Кувезин. -- Их тянет к чему-то новому. Они настолько приелись этой попсой, мейнстримом. Подобная ситуация, кстати, происходит в Европе и с религией. В России процесс насыщения завершается, и страна тоже начинает проявлять интерес к альтернативным направлениям».

Тем не менее world music невозможно услышать по радио или по ТВ. Радиостанций, которые могут крутить музыку группы «Ят-Ха» и подобных групп, единицы, и все они вещают только в Москве и Санкт-Петербурге. «Гребенщиков как-то крутил такую музыку, Назим Надиров на «Эхо Москвы», Артемий Троицкий и «Серебряный дождь», -- перечисляет радиостанции Альберт Кувезин.

Даже альбом «Поэты и моряки» группы «Ят-Ха», который в январе этого года занял первое место в европейском чарт-листе (World Music Chart Europe), нельзя купить в аудиомагазине. Его можно только заказать по Интернету либо скачать, также во Всемирной паутине.

Екатерина Хыртыгеева, «Номер один».

Фото Павла Будаева.
^