30.03.2011
Уже пошел второй год, как ситуация на авторынке резко изменилась. Имеется в виду рынок продаж автомобилей в целом, а не барахолка. Что происходит, где и какие машины покупают улан-удэнцы, пойдет речь в этом материале.
Деградация продолжается/ /

Особо делать на Приречке, увы, нечего. Автомобилей мало, цены заоблачные, перекупщики, чьи доходы резко упали, зверствуют. Продается то, что уже несколько раз сменило владельцев на территории России. Причем стало больше машин с левым рулем, это как автомобили из наших местных же автосалонов, так и пригнанные с Запада или из крупных городов Сибири.

Правый руль без пробега -- это в основном малолитражки с подъемной ввозной пошлиной либо распилыши. Помимо распилов, которые могут развалиться в случае ДТП или набора скорости выше 150 км/ч, ввозятся еще и остовы -- автомобили тоже кустарной сборки, не гарантирующие ничего, кроме прибыли продавцам. Юридической чистоты оба варианта не имеют по определению: таможенной декларации на кузов нет, значит, машина не может получить чистый, легальный паспорт технического средства.

Положение на рынках соседних регионов -- в Чите и Иркутске -- тоже не особо веселое. Хотя в Чите был широкий выбор и низкие цены еще в начале минувшей зимы, сейчас эта «лафа» закончилась благодаря колоннам перекупщиков Улан-Удэ и Иркутска (видели, сколько было машин на транзитах 75-го региона?). Но и сегодня в Иркутске за счет величины города и автопарка еще можно поискать автомобиль для себя. Требования к состоянию машин, в связи с дефицитом хорошего четырехколесного «товара», упали. Немного битый кузов уже не вызывает вопросов у будущих владельцев.
Состав машин изменился, битые-перебитые, уставшие экземпляры продаются за цену, сравнимую со стоимостью нового ВАЗа. Поэтому ВАЗы и прочие российские марки пользуются спросом.

Автосалоны / /

Есть в Улан-Удэ компания «БурятАвто», которая уже много лет продает эти самые ВАЗы. Кстати не только ВАЗы: выбор марок и стран-производителей здесь самый широкий. Сотрудники «БурятАвто» рассказывают, что по сравнению с прошлой зимой продажи автомобилей заметно поднялись. В ценовом диапазоне 300--330 тысяч рублей покупатели берут российские машины, у них сейчас даже в базе есть подушки безопасности и электростеклоподъемники, причем отмечен рост спроса на «Приоры-универсалы»! Скорее всего, это объясняется не столько возросшей склонностью жителей республики к ведению хозяйственной деятельности, сколько привычкой. Многие покупали так называемые «овощевозки», простые и дешевые универсалы типа Toyota Caldina или Honda Partner, оценили удобство большого кузова, да так и остались в этом сегменте. Те покупатели, что побогаче, берут машинки подороже, например, корейцев. Кто еще покруче, покупают опять-таки «Тойоту» -- Corolla или Camry. Пользуются спросом и внедорожники – «УАЗы Патриоты», ТагАЗ Тагер, даже новинка Ssang Yong Action New, которую и живьем-то еще не видели, была продана заранее. В целом для всех марок характерна покупка недорогих, бюджетных комплектаций. В наличии машин не много -- заметно, что они действительно продаются, долго не застаиваясь в стенах салона.
В салоне «Россо-Моторс», где торгуют довольно дорогим Volkswagen, ситуация тоже оптимистичная. Машин продается больше, много заказывают. Часто берут небедные комплектации (например, цена «фаршированного» внедорожника Touareg -- под три миллиона рублей). В прошлом и позапрошлом году продажи шли ни шатко ни валко, этот год начался лучше. В поставках, увы, не весь модельный ряд, поэтому на популярные модели очереди. Что интересно, в основном покупают не в кредит. Поскольку «Россо» берет машины на комиссию, здесь можно найти что-то в разных ценовых диапазонах.

Неплохи дела у японских марок -- Nissan и Mitsubishi, чьи салоны также работают в Улан-Удэ. Кроме того, в нашем городе есть салоны Renault, Subaru, Ford и Opel -- General Motors. Чтобы объехать и проинспектировать на предмет покупки все названные заведения, жителю Бурятии придется потратить целый день. И это отрадно. Кстати, знающие люди говорят, что скоро у нас будет и представитель Hyundai!

И наконец, последнее обстоятельство. Это трагедия в Японии. Не надо быть экспертом, чтобы понять: на продажах машин из Страны восходящего солнца катаклизм вряд ли отразится. Подержанные все равно практически не ввозятся, а система ввоза и регистрации уже давно отлажена -- приезжают же к нам целые автовозы распила…
На этом фоне не кажется чем-то совсем нереальным нежесткое соблюдение контроля за радиационным фоном всего, что будет ввезено из Японии. Так что будут еще у нас «машины со светящимся рулем», о которых уже слагают анекдоты. Но немного. Купите счетчик Гейгера, если не хотите рисковать!.. Новые же автомобили, которые не производились в несколько дней простоя заводов в Японии, не повлияют на общую картину. Простой заводов не был долгосрочным, а доля производства в самой стране по сравнению с другими заводами, разбросанными по всему миру, не так велика.

Ольга Кокорина, для «Номер один».
^