18.05.2011
Единство двух культур
Что объединяет Бурятию и северную Индию? Оказывается, наши народы родственны. Точки соприкосновения монгольской культуры и индийской покажет проект «Тайны великих монголов». Это следующая часть масштабного шоу «Блеск Азии», призванного объединять разные страны и раскрывать красоту восточных народов.
Титулованный танцор \\

«Империя Чингисхана дошла до северной Индии, -- говорит Дандар Бадлуев, директор театра «Байкал». -- Часть монгольского народа осталась там. Многие взяли в жены индийских девушек, основали семьи и влились в индийский народ. И в проекте мы хотели бы найти общие точки соприкосновения в культуре танца. Мы несколько лет искали через знакомых, по Интернету человека, который бы соединил в себе корни монгольского и индийского народов. И, наконец, мы нашли этого танцора».

Ануш Мишра -- танцор в 11-м поколении. Один из самых известных хореографов Индии. Обладатель многочисленных наград фестивалей: в том числе Золотая медаль фестиваля, организованного правительством Индии, гран-при Международного танцевального конкурса в Нью-Йорке, Национальная премия культуры Индии.
Несмотря на свою молодость, Ануш Мишра является самым титулованным мастером классического индийского танца катхак. Письменные упоминания о катхак относятся к временам «Махабхараты».

«Акбар-хан, который стоял у основания империи великих монголов в Индии, потомственный чингисид, покровительствовал развитию танцев, -- рассказывает Дандар Бадлуев. -- Он привлекал много великих танцоров, и в это время танец в Индии процветал. Катхак перешел из храмов во дворцы и на широкую публику».

Катхак соединил и обогатил традиции индусского храма и мусульманского двора. В катхаке с помощью жестов рук и позиций пальцев можно менять декорации: дворец, райские кущи, глухой лес, хижина бедняка, берег моря. С помощью рук танцор рассказывает о мире, богах, героях. Глаза и брови также важны. Движением века, кончика брови актер выражает свои чувства.

Дело предков \\

В семье Ануша танцуют все: и сестры, и отец, и дедушка и т.д. Отец танцора -- Пандит Арджуна Мишра -- самый знаменитый хореограф в Индии. Он является президентов Академии классического индийского танца в Локне. Локне -- родной город нашего героя, это центр монгольской культуры в Индии.

«Мне было 4 года, когда я впервые познакомился с танцем, -- рассказывает Ануш Мишра. -- И в 7 лет я уже понял, что мой долг -- продолжить дело предков. И донести смысл танца до молодежи. Ведь сегодня молодежь больше занимается хип-хопом, джазом, сальсой и т.д., так как их легче усвоить».

Ануша Мишра часто приглашают в Болливуд для участия в различных проектах. Но танцор отказывается:

«В Болливуде на телевидении много разных программ, проектов, танцевальных конкурсов. Они демонстрируют индийский танец, но не в его истинном виде. Танец в Болливуде слишком гламурен. В нем много блеска, шика. Катхак же подобен медитации. Во время танца ты забываешь о материальном мире -- деньгах, машинах, украшениях. К тому же, если я начну принимать приглашения, то я буду вынужден сниматься с утра до вечера. Это отвлекает от тренировок, от практики. Бывают и такие условия, что в течение нескольких лет танцор не имеет права участвовать в других проектах. Танцор должен быть свободным. Поэтому я отказываюсь от Болливуда. Я хочу быть сосредоточенным на своем деле. И через катхак приобщиться к высшей силе. Во всех странах отмечают именно духовную составляющую танца. Его душу. Люди в этом танце находят состояние покоя. Поэтому танец приобрел такую популярность».

Единство двух культур \\

Ануш Мишра считает важным находить баланс межу материальным миром и духовным. Его день начинается в 4 утра. Много времени танцор проводит в спортзале, на занятиях йогой. Не курит, не пьет, не ходит по ночным клубам. А катхак считает своей главной духовной практикой. Еще в древних индийских летописях говорилось о том, что, занимаясь танцем, можно достичь состояния, близкого к нирване.

На встречу с журналистами Ануш Мишра пришел в традиционном костюме Локне, который символизирует общность Монголии и Индии. Этот костюм может использоваться как в повседневной жизни, так и в особых случаях. Это дресс-код для артиста. Так же как соединяются культуры двух народов в танце, смешиваются национальные элементы в нарядах.

В Улан-Удэ Ануш Мишра прибыл с мастер-классом по катхаку для артистов театра «Байкал». И он был очень удивлен, когда увидел шикарные костюмы на артистках театра, и узнал, что бурятским артистам уже знакомы некоторые движения индийского танца.

«В этом проекте встретятся два потомка монгольского народа, -- рассказывает Дандар Жапович. -- Один из них -- гость из далекой Индии Ануш Мишра. Второго мы искали в Бурятии в течение полугода. И обнаружили, что Жаргал Жалцанов (худ. руководитель театра. -- прим. ред.) -- потомственный чингисид, тоже яркий танцор из артистичной семьи».

Два героя после нескольких веков встретятся в проекте театра «Байкал». И мы увидим, что общего у наших народов и в чем разница, что произошло за это время и как изменились народы. Презентация проекта состоится в ноябре 2011 года. Пока же Ануш Мишра примет участие в первой части «Блеска Азии». Концерт состоится 16, 17, 18 мая.

Екатерина Хыртыгеева, «Номер один».

Фото Павла Будаева.
^