11.08.2004
Электрички во все времена были транспортом социальным. Ведь пользуются ими в основном люди, имеющие достаток ниже среднего. Поэтому проблемы, которые испытывает пригородный транспорт, — это прежде всего проблемы государства, призванного поддерживать социально незащищенных граждан. В этом плане нашей республике было чем гордиться, ежегодно правительство Бурятии компенсировало издержки на содержание и эксплуатацию пригородных электропоездов. Более того — и наших железнодорожников ставили другим в пример на совещаниях федерального уровня еще пару лет назад. Бурятия была одним из немногих регионов, где был достигнут столь высокий уровень взаимоотношений региональной власти и руководства железной дороги. Но времена меняются, изменилась и эта ситуация.
Электрички — транспорт социальный
В прошлых (вплоть до 2003 года) бюджетах Бурятии на компенсацию убытков от пригородных перевозок имелась статья на сумму почти в 30 миллионов рублей. Это, кстати, все равно не покрывало разницу между себестоимостью и реальными прибылями от электричек, но, по крайней мере, железнодорожники несли только 30% "социальных" издержек, остальное было "закрыто" средствами из бюджета. В нынешнем бюджете на электрички заложено всего 1 миллион 320 тысяч рублей. Учитывая, что ежегодно электрички в Бурятии перевозят до пяти миллионов пассажиров, из них почти половина льготников, на каждого придется по 26 копеек дотаций или 4% от убытков. При этом парк электричек в Бурятии уже давно морально устарел, большая часть подвижного состава служит более тридцати лет, и только благодаря усиленному ремонту поезда еще перевозят пассажиров.
— Мы понимаем, что пригородный транспорт имеет большое социальное значение, — говорит начальник ДОП в пригородном сообщении ВСЖД Юрий Жуковский, — поэтому не позволяем себе повышать тарифы до их реальной стоимости. Но нести в одиночку такую нагрузку мы тоже не можем. Если раньше правительство Бурятии шло нам навстречу и компенсировало убытки, то сейчас нам приходиться тратить собственные средства на решение задач, которые стоят перед властью. Получается, что мы переводим деньги на содержание пригородного транспорта вместо того, чтобы использовать их для модернизации прибыльных отраслей дороги. Если так будет продолжаться дальше, возможна ситуация, когда пригородные поезда просто перестанут ходить.
По словам, Юрия Николаевича, ситуация, когда Народный Хурал не захотел выделять "железнодорожникам" дотации, возникла на фоне реформирования МПС в ОАО "Российские железные дороги". Тогда действительно возникли некоторые трудности, в том числе и с налоговыми платежами, но сейчас все эти проблемы миновали, и в республиканский бюджет от РЖД начали поступать значительные суммы:
— Только за шесть месяцев текущего года мы заплатили налогов на 600 миллионов рублей. Логично было бы ожидать от властей республики каких-то адекватных этому решений. Однако, этого не произошло.
Красный семафор
В мае нынешнего года Президент Бурятии и Начальник ВСЖД приняли совместное решение о внесения на рассмотрение Народным Хуралом проекта закона о дополнении в Бюджет-2004. Дополнение касается "выплат филиалу ОАО "РЖД" субсидий на развитие производства в размере 50% прироста фактических налоговых платежей к соответствующемцу периоду предыдущего года". Часть этих денег дорога направила бы на строительство пешеходного перехода на станции Тальцы, часть на приобретение электропоезда, часть на покрытие выпадающих доходов от пригородного обслуживания пассажиров, а оставшуюся часть на развитие базы ЛВРЗ для ремонта электричек, как работающих на ВСЖД, так и на соседних дорогах.
— Мы прекрасно понимаем, что у Правительства Республики, наверняка много насущных проблем, которые нужно решать, — говорит Юрий Жуковский, — и, конечно, не собираемся ни в чем обвинять республиканские власти, но на определенном уровне исполнение намерений руководителей Бурятии и ВСЖД кем-то тормозятся. Наверное, это происходит не из злых умыслов, однако, делу это вредит. Еще в прошлом году действовало постановление, согласно которого до половины налогового прироста можно было возвращать плательщику в виде инвестиций, сейчас этот документ не работает. Но именно таким образом можно было бы решить проблему с пригородными поездами. Мы бы хотели обратиться к депутатам Народного Хурала с просьбой о возобновлении действия этого постановления."
Станет ли Правительство Бурятии железнодорожником
Еще один путь решения проблемы существует пока также только на бумаге. Дело в том, что между Президентом Бурятии и руководством ВСЖД уже подписано протокольное соглашение о создании акционерной компании с совместным участием железной дороги и правительства республики. Такой опыт уже имеется в других регионах России. Власть вступает в Общество, его пакет акций позволяет непосредственно руководить деятельностью, соответственно, сокращаются расходы и минимизируются убытки. Таким образом, банальные бюджетные выплаты заменяются нормальными экономическими отношениями. Но протокол пока остается лишь бумагой.
Совместная компания позволит решать еще и, так сказать, попутные проблемы. Создание новых рабочих мест, рост налоговых отчислений. Для создания совместной компании правительство Бурятии могло бы, например, купить новый электропоезд — его стоимость сейчас составляет примерно 80 миллионов рублей — и с этим имуществом войти в состав общества. Этого хватило бы, чтобы получить около сорока процентов акций, принимать решения и эффективно использовать прибыль от деятельности компании. Таким образом, решались бы не только экономические, но и социальные проблемы нашей республики.
^