20.04.2011
Выходные в стиле off-road
Минувшие выходные были богаты событиями: в субботу состоялся первый этап чемпионата Бурятии по мотогонкам «эндуро», а воскресенье стало датой проведения «Весеннего замеса-2011», второго этапа Кубка республики по внедорожному спорту. Зубастые грязевые покрышки, попирающие бездорожье апреля, стали символом прошедшего уик-энда.
Что такое «эндуро»/
Можно спутать с мотокроссом. Легкие мотоциклы с высокой посадкой, вооруженные колесами с развитыми грунтозацепами, носятся по замкнутой трассе на время. Однако если в мотокроссе к их услугам трасса, то «эндуро» -- это внедорожный жанр спорта. Лесные стежки уж точно к дорогам не относятся, так что условия были соблюдены. Гонки проводились на Аршане, а точнее, в лесу за этим поселком. Ввиду удаленности места проведения зрителей было немного. Но многие из них были либо на мотоцикле, либо на велосипеде, что говорит о том, что публика была неслучайная. Большая часть -- это парни от подросткового возраста до предпенсионного.
Организовали событие Республиканская федерация мотоциклетного спорта РБ; Федерация автоспорта РБ предоставила судей, спонсорами были компания «Кристофер» (Karcher) и СТО «Тип-Топ», а страховщиками -- СК «Согласие».
Соревнования проходили в трех классах: «Хобби», «Профи» и «Квадро». «Хобби» включает в себя подготовленные дорожные мотоциклы, «Профи» -- спортивные. К участию в «Квадро» допускались квадроциклы и мотоциклы с коляской. Вся техника могла быть как отечественного, так и импортного производства. Всего было около 20 участников, четверо были из Читы, некоторые -- из Селенгинска, а вот планировавшие приехать иркутяне так и не появились. Была и юниорская команда из Кабанска, выступавшая отдельно. Среди читинцев, кстати, была красивая девушка -- Наталья Савенкова, которую к мотоспорту привлекли, по словам гонщицы, ее мужчины.
По трассе нужно было проехать семь кругов, конфигурация ее была очень извилистой и сложной. Много перепадов высоты, повороты на 180 градусов, трамплины… Не заскучаешь!
Новое начало \\
После гонок автор расспросила победителя Александра Бадмаева, ветерана мотоспорта и отца двоих гонщиков. Он сказал, что трасса была интересной, требовала мастерства и неусыпного внимания, все гонщики были в равных условиях. «Все настоящие любители мотоспорта -- здесь», -- сказал Александр Даба-Самбуевич. Количеством гонщиков Александр Бадмаев был доволен, поскольку подобные соревнования проводятся редко, и, как правило, это мотокросс. А вот «эндуро» прошел впервые за долгое время. Вид спорта дорогой, государственной поддержки нет. «Раньше, когда технические виды спорта курировал ДОСААФ, -- посетовал Александр Бадмаев, -- спорт был массовым, на первенство республики собиралось около двухсот участников, и тренеры привозили свои команды по 15--20 человек! Конечно, это было очень зрелищно, и уровень подготовки был гораздо выше. Но это поколение спортсменов перестало ездить из-за финансовых сложностей, не успели свой опыт передать, а молодняк просто не знает, с чего начать, и по новой изобретает велосипед. Конечно, в настоящее время мотоциклы совсем другие, раньше о таких и не мечтали даже, но сама подготовка была другая. Современные спортсмены -- без тренера, они предоставлены сами себе, и нет серьезного отношения. Но с чего-то надо начинать. А для хорошего уровня необходима реальная поддержка государства».
«На сегодняшних гонках, -- раскрыл секрет Павел Матвеев, исполнительный секретарь Федерации автоспорта, -- мы проводили мониторинг развития туризма в Бурятии. Мы планируем проведение международных соревнований, которые, возможно, состоятся в классе ралли-рейда. И будут там не только автомобили, но и мотоциклы. Мы довольны тем, как все прошло, что не было серьезных поломок и, главное, не было травм. Отрадно, что подобные мероприятия в Бурятии начинают оживать и крепнуть». Нельзя с этим не согласиться.
Джипы в Иволгинской степи /
«Весенний замес» -- это традиционное соревнование по внедорожному ориентированию. Суть в поиске контрольных точек, которые коварные организаторы прячут, где могут. Как оказалось, в Иволгинском районе, в окрестностях села Красноярово, таких уголков полно, и участники разбрелись по всей впадине. Болото, горы, лес -- просто мечта гряземесов.
Как обычно, было три класса: «Стандарт», «Спорт» и «Экстрим», внедорожники были красиво построены в виде буквы «П», и каждый был хорошо виден зрителям. Участников все больше, движение набирает обороты: в этот раз было около 50 экипажей! Больше половины из них ездят постоянно. Зрители, впрочем, тоже. Самые продуманные вооружились навигаторами и были на внедорожниках. Потому что нормальная машина, на сленге джиперов, «пузотерка», по дорожкам скотоводов Иволги без ущерба для подвески ходить не может. Были два Subaru Leone, из которых их владельцы, Максим Орлов и Семен Чанцев, вырастили путем лифтования настоящих монстров. Один стандартный Mitsubishi Lancer 1991 года, полноприводный, с механикой и на грязевой резине, рискнул все же побиться за участие.
Перед стартом на капоте у каждого лежал суровый натюрморт в виде касок для экипажа, троса, огнетушителя и лопаты.
Событие прокомментировал Александр Александров, председатель Федерации автоспорта РБ, придавший замесу официальный статус: «Отлично, что люди занимаются спортом, а не сидят по кафе и пьют пиво. Они учатся сами ремонтировать свои машины, становятся технически подкованными, что полезно для технического прогресса -- вокруг сейчас ведь одни юристы да бухгалтеры! Чиновники не до конца понимают всю важность таких соревнований. Кстати, клуб «Номад» входит в нашу Федерацию, и я приехал их поддержать. На чемпионате по автокроссу ребята нам очень помогли».
Сергей Патрахин, президент клуба «Номад», завоевавший второе место в классе «Экстрим», сказал о соревнованиях так: «Местность очень интересная и сложная. Были солончаки, в которых машина сразу тонет и прочно садится на мосты, болото, много воды. Спасибо организаторам, точки были разнообразные, интересные. Соперники -- достойные во всех классах, по моему мнению, уровень подготовки участников растет».
Результаты «Весеннего замеса» и подробности вы можете узнать на сайте клуба «Номад» nomados.ru.
Кокорина Ольга, «Номер один».
\\ Итоги мотогонок
В классе «Хобби» победил Александр Бадмаев (№ 1, СТК «Байкал», мотоцикл Kawasaki), вторым стал Алексей Туркин (№ 17, Улан-Удэ, мотоцикл Suzuki), бронза у Анатолия Гагина (№ 39, Улан-Удэ, Suzuki). В классе «Профи» победил Сергей Завязкин (№ 11, Чита, Yamaha), вторым стал Евгений Журавлев (№ 51, Селенгинск, Suzuki), а третьим -- Игорь Полуянов (№ 141, Улан-Удэ, Honda). В «квадро» участвовало лишь два экипажа. Победила пара из Улан-Удэ -- благодаря мастерству и «Уралу» с коляской, Владимир Олейников и Михаил Корюкин (№ 46); вторым стал пилот квадроцикла Михаил Сутурин (Селенгинск). \\
^