20.04.2011
Древность в современной форме
20 апреля состоится премьера одного из самых ожидаемых проектов
«Вечер современных балетов» -- проект, совмещающий в себе три культовые постановки. Одна из них -- «Дзамбулинг» -- национальный спектакль, к работе над которым nеатр оперы и балета привлек канадского хореографа Питера Куанца и американского художника Людвига. Однако один из самых ожидаемых в Бурятии проектов первыми увидят иркутяне. \\

«Будет шедевр» \\

В оперном ситуацию объяснили тем, что ремонт в театре не завершен, а труд зарубежных именитых мастеров стоит недешево. И они не могут ждать, когда театр будет готов к открытию.  

Поэтому премьера «Вечера современного балета» состоится 20 апреля в Иркутске в Театре юного зрителя им. А. Вампилова. Проект составляют три одноактных балета: Dzambuling, In tandem и Souvenir du Bach. Эти три сочинения собраны театром в один спектакль, который представляет собой три ракурса современного балетного искусства, три балетных «наречия».

«Вечер современных балетов» -- амбициозный и дорогой проект, авторы которого именуют его не иначе как «шедевр». По предложению Антона Лубченко и министерства культуры Бурятии Людвиг придумал вариант концепции проекта. Ему принадлежит идея и художественное решение «шедевра». Людвиг из числа друзей Антона Лубченко, художественного руководителя театра оперы и балета, и его можно было видеть на многих концертах оперного. Впервые художник прибыл в Бурятию в октябре прошлого года и, как он признался, просто влюбился в нашу республику.

«Я интересуюсь буддизмом, дружу с некоторыми бурятскими священнослужителями, -- говорит Людвиг. – И они часто рассказывали мне про Бурятию, про бурятскую культуру. Поэтому мне было интересно приехать в республику и окунуться в ее жизнь. Питер тоже влюбился в Бурятию, в балетную труппу, с которой он работает. Феноменальные люди!».

Регалии и проекты, в которых участвовал Питер Куанц, впечатляют. У известного хореографа своя компания Q-dance. И он одновременно работает с пятью разными балетными труппами.  Помимо бурятской постановки Питер Каунц работает над полнометражным  балетом для Les Grands Ballets Canadiens de Montreal (Канада), продолжает работать с Национальным балетом Кубы. Его также ждут в Гонконге, где он ставит постановку. Также Питер Куанц получил приглашение от королевской семьи Великобритании поработать в свадебном представлении для принца Уильяма и его невесты Кейт Миддлтон.  

« У меня нет дома» \\

У хореографа практически нет свободного времени. «У меня нет дома в привычном понимании этого слова, я постоянно в разъездах, и все время работаю» -- говорит Питер Куанц.

Его утро начинается с музыки и подготовки к репетициям. После репетиций поздно вечером он приходит к себе «домой», отвечает на деловые письма и ложится спать. В одном из интервью Питер высказывался о том, что жители республики смотрят на него, как на пришельца, и часто спрашивают «Вы женаты?». Однако во время нашей встречи сам Питер выглядел так, будто попал в другое измерение. Его широко распахнутые глаза немного удивленно разглядывали незнакомых людей.

По замыслу министерства культуры и руководства театра оперы и балета для постановки национального спектакля были нужны именно такие люди -- люди западные, не знакомые с бурятской культурой, могущие сделать сплав современности и древних национальных традиций.

«В этом проекте традиционной сказки народов мира нет, -- говорит Людвиг. -- Сказки индейцев апачи, эвенков, китайцев -- они все одинаковые. Для того чтобы получился шедевр, нескромно говоря, нужен аутсайдер, человек извне, который, как Иван-дурак в сказке, приходит и меняет ситуацию, которая до него не могла решиться».

Спектакль открывает балет In tandem. Спектакль является знаковым балетом современности. Это «торговая марка» Питера Куанца, его самая известная постановка, премьера которой прошла в культовом музее современности Гуггенхайм.

«Это готовый продукт, который попал в историю, и в России его увидят впервые», говорит Людвиг.

Следующая часть спектакля -- Souvenir du Bach («Вспоминая Баха»). Это парафраз на тему классического европейского балета и классической европейской музыки, своеобразная хореографическая инверсия, музыку к которой создал Антон Лубченко. Как комментируют в театре, Souvenir du Bach, как приятные воспоминания, создан для того, чтобы просто смотреть и наслаждаться.

Древность в современной форме \\

И, наконец, самая главная часть проекта – национальная постановка Dzambuling. Концепция постановки основывается на восточной философии создания и существования Вселенной.

«Это учение корневое, -- говорит Людвиг. – Буддизм, дзен-буддизм, даосизм – все они имеют одни и те же корни. И никто не знает, когда это учение возникло. В спектакле древнее учение подается в современной форме».

Понимание человека как модели Вселенной  дает возможность показать на сцене символический переход одного элемента в другой. Рождение, жизнь и смерть различных качеств, присущих живой и неживой природе, взаимосвязь элементов и единство всей Вселенной – стали содержанием спектакля.

«Любой балет отталкивается от музыки, а о музыке к «Дзамбулинг» можно говорить вечно, -- делится Людвиг.  – Многие сравнивают то, что получилось, с «Весной священной» Стравинского».

Над музыкальным оформлением работали Баттувшин, Евгений Селезнев, Галсан Ошоров, И Антон Лубченко.

«Это одни из самых талантливейших музыкантов! – говорит Людвиг. -- Сначала они начали играть традиционную музыку, но это было не то, что нам хотелось, потому что можно купить любой CD и услышать эти звуки. Нам хотелось сделать новый продукт. И звучание стало другим».

В основу сценографии положено монохромное световое пространство. «В связи с тем, что мы делаем спектакль в условиях, когда театр выходит после 6 лет ремонта, многие вещи, которые задумывались изначально, реализовать невозможно. Поэтому декорации соответствующие: нейтральные и современные. «Почти все стены будут открыты, но они будут черными, будет черный пол, а остальное вы увидите сами», говорит Людвиг.

Екатерина Хыртыгеева, «Номер один».
Фото Натальи Улановой.
^