01.06.2011
Хурал готовит конституционную реформу
Группа влиятельных депутатов Народного Хурала готовит проект закона о разделении постов президента и председателя правительства Бурятии. По сути, это означает желание части депутатов радикально видоизменить политический баланс сил и превратить Бурятию в парламентскую республику.
Последний раз попытки разделить два самых крупных поста в Бурятии были предприняты еще во времена Леонида Потапова. Депутаты парламента тогда много говорили на эту тему, и успокоились. Более вопрос не поднимался. Тем неожиданней нынешние инициативы.

На площади Советов по этому поводу уже стоит переполох. Правда, в очень узких кругах. Администрация президента, естественно, выступает резко против. Правительство в замешательстве. Депутаты, не причастные к инициативе, не верят, что такой номер у Народного Хурала пройдет.

Мотивы у инициаторов проекта конституционной реформы очевидны. Президент Бурятии, в частности, Вячеслав Наговицын, прежде всего воспринимается как глава исполнительной власти. И уже затем у него в довесок идут представительские функции главы Бурятии. Последними, кстати, и определяются его взаимоотношения с законодательным органом -- Народным Хуралом.

Разделение постов означает лишение Вячеслава Наговицына должности председателя правительства в полной мере, со всеми вытекающими последствиями. Например, это приведет к значительной потере контроля над бюджетом и ослаблению кадровых полномочий. В результате президент превращается если не в аналог английской королевы, то где-то рядом. Деньги в Москве он выбивать еще сможет, но следить за их освоением внутри региона -- лишь в малой степени.

В качестве аргументов будут говорить, что президента поднимают еще выше -- над схватками. Определяя ему роль верховного арбитра, жреца, но на деле ограничивая в способностях влиять на экономические и политические процессы.

Замысел в недрах Народного Хурала созрел, что и говорить, мощнейший. Видимо, депутаты совсем устали, с одной стороны, общаться с Вячеславом Наговицыным как с главой правительства, с другой стороны, постоянно испытывать давление с его стороны как от президента.

Поэтому предлагается автоматическое усиление Народного Хурала, который одобряет кандидатуру нового премьера правительства Бурятии и фактически контролирует его. А вслед за премьером и весь состав правительства. Мы де-факто уходим в парламентскую республику, имея весьма декоративного президента, кто бы он ни был, с ограниченным кругом возможностей.

Пока кулуарно озвучиваются две фамилии, затевающие конституционную реформу. Это председатель Хурала Матвей Гершевич, ну просто потому, что мимо главы парламента подобные революции не проходят. Если даже не он инициатор, то в теме быть обязан по определению и статусу. И Цырен-Даши Доржиев -- председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам. Последний -- в качестве вероятного кандидата на пост председателя правительства.

Цырен-Даши Доржиев уже давно живет с имиджем самого недооцененного политика и государственного деятеля Бурятии. Он в значительной степени влияет на работу Хурала в целом, задает тон и настроение всего депутатского корпуса в случае необходимости. Контролирует, как минимум, пару районов Бурятии. И не особо скрывает своих честолюбивых планов. В общем-то, готовый премьер. Тем более что Цырен Доржиев уже рассматривался как вероятная кандидатура на пост первого вице-премьера. И может до сих пор рассматривается.

Какова вероятность сентябрьской «революции»? Опрошенные члены правительства, депутаты и эксперты, которые все как один говорили сугубо анонимно (в силу столь серьезной темы), смотрят на ситуацию пока пессимистично. Во-первых, необходимо желание самого Вячеслава Наговицына делиться полномочиями, иначе публичных и очень громких «разборок» между ветвями власти в обществе, в парламенте и в СМИ не избежать. Во-вторых, федеральный центр может воспротивиться прецеденту ограничения полномочий глав регионов -- своих, между прочим, ставленников. Тогда в Бурятию приедут «комиссары в пыльных шлемах». Настучат здесь всем подряд, включая и Хурал, и президента, и «Единую Россию». Выборы в Госдуму на носу, чтобы власть переустраивать.

Кроме того, мало практики подобного рода и в других регионах. В российской новейшей истории разделенные посты есть в странной Калмыкии, северокавказских республиках и в нескольких областях. Последний опыт разделения постов был зафиксирован в Оренбургской области в апреле 2009 года. Там сам губернатор инициировал «раздел имущества». Осенью прошлого года в СМИ возникали версии о возможном разделении постов мэра Москвы и председателя правительства столицы. Но это было связано с паникой вокруг отставки Юрия Лужкова и закончилось вовсе не разделением полномочий.

Виктор Золотарев, «Номер один».



Сентябрьская сессия Народного Хурала может стать невиданной ранее схваткой за полномочия между исполнительной властью во главе с Вячеславом Наговицыным и законодательной во главе с Матвеем Гершевичем
^