11.08.2004
Для знакомства со старушкой-Европой есть два реальных способа. Об одном из них — покупке недорогого автобусного тура — "Номер один" уже рассказывал. Второй способ — выехать в одну из стран "шенгенского соглашения" по частному приглашению и путешествовать по Европе самостоятельно. Нынешним летом корреспонденту "Номер один" довелось познать все прелести и трудности способа номер два. Он был свершен на самом настоящем "караване". В России эти шикарные прицепы со спальными местами, газовой плитой, холодильником и всеми удобствами почему-то называют "кемпингами" или "трейлерами".
Ночь простоять, день продержаться
Получив приглашение в страну Гете и Шиллера, я направилась в Новосибирск — именно в этом симпатичном городе наши земляки оформляют германские визы. Очередь на сдачу документов граждане занимают едва ли не с 12 ночи. Человеческих условий для ожидания "звездного часа" в новосибирском дворике центра города, приютившем убогого вида консульство развитой страны, нет. Зато есть настоящий "лохотрон" — список очередников. Составляют его шустрые сотрудники местных туристических и страховых агентств, коих в районе консульства бесчисленное множество. Чем больше денег заработает на вас агент, тем больше шансов оказаться в голове очереди. Она, писанная очередь, двигается "туда-сюда" в зависимости от истраченной вами суммы. В эту сумму могут войти: моментальное фото, оформление страховки, выездной анкеты, съем комнаты или квартиры " неподалеку" и т.д. Бланк анкеты, кстати, в консульстве выдают бесплатно. И заполнить его можно минут за пять. Однако если вам не дороги сто рублей или вы боитесь ошибиться при заполнении анкеты, то лучше расстаться с сотней. А вот фото и страховку лучше сделать заранее. Так дешевле. И надежнее. Впрочем, очень многие граждане плюют на составленные агентами списки, встают у дверей и не сдвигаются с места до открытия заведения. "Вы спали — я стоял, я вперед и пойду". "Списочные" спорят с ними тихо и корректно: работники консульства любят тишину и аккуратность, и, упаси боже, если из-за небольшого скандала вам откажут в визе. Заветный штампик в паспорте может не появиться, если вдруг вы покажетесь немцам "неблагонадежными", то есть потенциальными и ненужными Германии жителями. К примеру, почем зря истратить время, деньги и нервы рискуют молодые, незамужние и бездетные дамы.
Германия с байкальским климатом
"Температура в районе аэропорта города Франкфурта-на-Майне плюс 11 градусов:" От досады мы едва не взвыли: наш багаж был полон шортиков-маечек, но никак не теплых вещей! С "корабля" наши немецкие друзья проводили нас в "караван". Супер! Спальня с двумя кроватями и множеством навесных шкафов, стильные милые шторочки, идеально чистая уборная с биоунитазом и маленькой душевой, кухня с газовой плитой, холодильником, шкафчиками и внушительным круглым столом, который легким движением руки превращается в диван. Взять такой "караван" в аренду можно в любом городе Европы. Цена вопроса — около 1000 евро за три недели. Если принимающая сторона материально готова арендовать для вас "прицеп", то позаботиться ей об этом нужно как минимум за пару месяцев до начала вояжа: такой способ передвижения в Европе очень популярен, и "караваны" очень востребованы.
"Ну, они тут все ту-пы-е!"
Отдыхать мы направились в кемпинг, что в 4—5 км от аэропорта Франкфурта. Кемпинг, к слову сказать, — это не машина, не прицеп, а место, где паркуются, подключаются к электросетям и счастливо живут такие вот "караванщики". Иногда в кемпингах останавливаются туристы на обычных машинах и разбивают палатки. Услуги "ночевки" здесь, естественно, платные. Платить в первом пункте путешествия было за что: территория "лагеря" утопала в диковинных растениях и розах, чистота и порядок были идеальными, имелся чистый туалет, горячая вода, душ, кафе.
В одиннадцать утра, отцепив "караван" от "Форда", мы поехали изучать достопримечательности Франкфурта-на-Майне. Город словно вымер: на улицах ни машин, ни людей, магазины и аптеки закрыты. Нам популярно объяснили, что воскресенье для Германии — выходной день. Причем в полном смысле этого слова. До обеда львиная часть "аборигенов" молится в соборах — нотр-дамах, а после обеда отдыхает. Во Франкфурте, как и во всех других европейских городах, мы искали "альтштадт" — старый город, как правило, напичканный диковинной для россиян готикой и достопримечательностями. Любому туристу будет интересен "центрум". Часто центр находится в альтштадте. Во Франкфурте к главной площади мы подошли, уже успев осмотреть изрядное количество памятников истории, краткую, но исчерпывающую информацию о которых мы имели на руках еще до начала путешествия. Спасибо Интернету! В чертовски симпатичном сердце города мы обнаружили невиданное доселе зрелище — велотакси. Это нечто вроде кареты, которую тянет за собой велосипедист. Пять минут удовольствия стоит порядка пяти евро. Мы на хорошем немецком попросили "шефа" свозить нас к набережной Майна. Мол, все уже видели, а там не были. Шеф — юный прыщавый альбинос — согласно кивнул и повез нас по уже изведанным тропам, по пути превратившись в очень-громко-говорящего гида. К нашим призывам изменить маршрут он остался глух. Жаба за выброшенные на ветер деньги перестала душить нас только тогда, когда мы вспомнили и озвучили коронную фразу юмориста Задорнова "Ну, они тут все ту-у-пые!"
Люксембургский король — слабый "хозяйственник"
Первый же европейский город научил меня главной хитрости, благодаря которой русского человека в тебе признают не так быстро. По поводу и без нужно улыбаться всем подряд, даже соседям-пассажирам в автобусе, говорить: "Гутен таг!", а на прощанье: "Чу-у-с". Или приторно-сладко, с ужимками: "Чу-у-си-и". В других странах правила на улыбку и приветствия-прощания ("хэллоу" и "бай-бай" поймут везде!) остаются в силе.
Дорога в Люксембург была просто сказочной. Особенно та ее часть, что шла вдоль германо-люксембургско-французской реки Мозель. Бесчисленные цветущие деревушки-городки, сменяющие друг друга каждые пять минут, вызывали у нас первобытный восторг. И горечь за Отчизну. Мини-королевство встретило нас холодом, неприятными промышленными запахами, довольно облезлыми, по сравнению с Германией, зданиями и полным отсутствием свободных мест для парковки. Впечатление от города-страны поправил шикарный национальный праздник с грандиозным факельным шествием. Правда, этот же праздник не дал нам посетить ни один музей: из-за предстоящего народного гуляния все было закрыто уже с одиннадцати утра.
Лучше китайский "Нуф-нуф", чем парижский "Наф-наф"
Третий, самый желанный, пункт нашего путешествия — Париж. Лихо проскочив нечто, напоминающее наш КПП в Сотниково, мы попали на платный французский автобан. Примерно через каждые 1,5—2 часа за удовольствие ехать в город-мечту приходилось выкладывать прожорливым автоматам по 10—16 евро. "Мечта" оказалась под стать подступам к ней: Париж — очень дорогой город. Тратиться в нем можно и нужно только на экскурсии. По знаменитым Елисейским полям — красивейшей улице магазинов, бутиков и кафе — стоит просто прогуляться. Тратиться на вещи здесь — просто сумасшествие. Я, к примеру, приобрела в солидном фирменном магазине известной марки одежды "Наф-наф" славные розовые летние брючки с 70% скидкой. "Наф-наф" оправдал свое название на все 100%: ливень, под который несколькими днями позже я попала в славном городе Амстердам, основательно смыл краску с "фирмы". Зато "нематериальные" впечатления от Парижа стали незабываемыми. Париж грандиозен. Великолепен настолько, что комок подступает к горлу и слезы восторга готовы ручьем литься из глаз. Довести себя до подобного состояния можно, взяв тур по городу. У символа города — Эйфелевой башни — нечто вроде конечной станции симпатичных красных двухэтажных туристических автобусов. За 20 евро на хорошем русском языке (можно выбрать и другой язык) вам расскажут и покажут все самое интересное: Лувр, мост Александра III, Нотр-Дам де Пари и так далее. Причем на любой остановке можно выйти, посетить интересующий вас музей или собор, а после в любое удобное время по этому же билету (он действует 48 часов) продолжить автобусную экскурсию. Подобные обзорные экскурсии по городу (русского языка там не было!) мы покупали и в других крупных европейских городах.
Шоппинг и Германия — близнецы-братья
Перед Амстердамом мы посетили бельгийский Брюссель и германский Кельн. Оба города туристически чертовски привлекательны. А Кельн, кроме восьмого чуда света — собора (немцы называют его Домом), порадовал своими ценами на материальные блага: мы попали на супер-распродажи, которые в конце каждого месяца делает любой уважающий себя магазин. Цены по сравнению с парижскими, московскими и нашими просто отдыхали: отличные замшевые брюки — двадцать евро, моднейшие свитера известных фирм — десять, футболки, кофточки — пять. По моему глубокому убеждению, обновки и временное прощание с косметикой позволили мне визуально слиться с европейками, бледными и некрасивыми. Все тамошние дамы — кроме опрятных и стильных бабулечек — ходят без макияжа, маникюра и укладок (укладки там — удел мужчин!), в штанах, спортивной обуви, шлепках-сланцах (мы в таких же в советские времена ходили в баню) или... сапогах. Первое время меня последний факт чрезмерно удивлял. Мода, однако! Также, по моим наблюдениям, в моде зонты-трости. Мужские и женские.
Город — дам. Но не вам!
Амстердам — это нечто из ряда вон. По всем пунктам. Главный "пунктик" — секс, культивируемый в этой стране. Неподалеку от центральной станции есть прелюбопытнейшее заведение, которого не найдете ни на одной туристической карте — музей секса. Всего за 2,5 евро к вашим услугам любая порнография: видео 40-х, 50-х и любых других годов выпуска, стенды с гетеро, лесбо- и гомофотографиями, в том числе, извращенческого характера, гигантские фаллосыкресла и фаллосы-вазы и прочая, и прочая. Знаменитая Улица красных фонарей расположена в пяти минутах ходьбы от музея. На ней действительно висят красные фонари, а в окнах красуются полуголые девицы легкого поведения. Хотя слово "красуются" к ним неприменимо: дамы, за которых о готовности к труду говорили распахнутые шторы, были страшнее атомной войны. Некоторым толстым и вульгарным проституткам было далеко за пятьдесят. Отвратительное зрелище! Яркие вывески по обеим сторонам улицы зазывали на секс-шоу. Реального(!) секс-шоу. Цена — от двадцати евро. Еще одно потрясение от Амстердама — сеть интернет-баров под названием "Кофешоп". Это пристанища любителей "забить косячок". Стоимость одного — от 2,5 евро.
Знай наших!
А еще были нидерландская Гаага, германские Мюнхен, Ганновер, Эрфурт, Ваймар, австрийский Зальцбург — родина Моцарта и с десяток мелких городков и деревушек. Все эти города-села по-своему прекрасны. В них, как и во всех точках моего путешествия, я изо всех сил старалась "косить" под европейку. Даже дорогу стала переходить только на зеленый! К концу путешествия, когда я была убеждена, что мое русское происхождение надежно скрыто от посторонних глаз, наступило жесткое разочарование. Стою я на остановке, изучаю расписание. Молча!
"Да скоро будет ваш автобус!" — раздается по-русски сбоку.
"У меня национальность на лбу написана, что ли?!" — возмущаюсь я.
"Да, — говорит немецкий хохол, — написана. На руке и шее".
Через десять минут допроса с пристрастием бывший киевлянин раскололся: в Европе только русские женщины носят обручалки на безымянном пальце правой руки и тоненькие, совдеповских времен, цепочки с крестиками. Уже на следующий день я вновь ярко накрасилась и надела юбку. Да, мы не сортируем для мусорных баков белое, темное и зеленое стекло. Да, в своей стране мы не можем сидеть на асфальте, потому что станем очень грязными. Да, наши туалеты — архаизм, дороги — дрянь, и у нас нет бассейнов и спортзалов через каждые три автобусные остановки. Зато наши женщины — Женщины, а не нечто бесформенное в брюках. Так что не стесняйтесь того, что вы — из России. Будьте и в Европе красивыми. Пусть знают наших!
Улан-Удэ — Новосибирск — Германия — Люксембург — Франция — Бельгия — Голландия — Австрия — Улан-Удэ.
^