20.07.2011
Улан-Удэнский авиационных завод ведет свою историю от 1939 года. Тогда здесь, в окрестностях столицы Бурятии, было основано авиаремонтное предприятие.
В довоенный период на заводе ремонтировались истребители И-16 и бомбардировщики СБ. Но уже в начале Великой Отечественной войны завод приступил к собственному производству -- здесь начали делать фюзеляж и оперение самолета Пе-2, который станет основным фронтовым бомбардировщиком Красной Армии.

Именно на Улан-Удэнском авиазаводе началось серийное производство легендарных истребителей МиГ-15, «уложивших» множество американских бомбардировщиков «Суперкрепость» и «Сейбр» в ходе Корейской войны. На этих истребителях летали и первые советские космонавты. Затем здесь освоили производство вертолетов. В 80-е годы стали производить штурмовики СУ. Правда, в 90-е выпуск самолетов был прекращен, да и вообще завод переживал не лучшие времена.

Как вспоминает директор предприятия Леонид Белых, 13 лет назад на заводе царили упаднические настроения. Государственный заказ стремительно сокращался. А 1998 год стал самым тяжелым для предприятия -- был произведен всего лишь 1 вертолет. При этом продать его удалось не за живые деньги, а за бартер -- китайские пуховики. Денег не было, платить работникам было не из чего. Лучшие кадры постепенно начали покидать завод.

Леонид Белых отметил особую роль в возрождении предприятия иркутянина Сергея Чемезова, бывшего тогда в руководстве «Рособоронэкспорта», а ныне руководителя корпорации «Ростехнологии». При его поддержке продукция УУАЗ начала участвовать в международных авиационных выставках, таких как МАКС в Москве, салон во французском Ле-Бурже и т.д. Наши вертолеты стали узнавать, появились первые заказы за валюту. Преимущества улан-удэнских вертолетов были в надежности, неприхотливости и низкой цене. В начале двухтысячных годов, наконец, развернулось настоящее серийное производство вертолетов. Кроме того, авиазаводом было выпущено несколько штурмовиков, получивших название Су-39, для российского авианосца «Адмирал Кузнецов». Сейчас в планах завода -- возобновить полноценный выпуск прославленного штурмовика Су-25 в современной модификации. С 2014 года планируется вновь пустить самолет в крупносерийное производство. Сейчас Улан-Удэнский авиационный завод -- это единственное оставшееся в Бурятии предприятие крупного машиностроения.

Владимир Сергеев, «Номер один».
^