20.07.2011
Принято писать о свечах зажигания ближе к зиме, типа машина на плохих свечах не заведется. С этим невозможно спорить -- однако и летом эти небольшие, но невероятно важные для нормальной работы мотора элементы решают, ездить ли нам долго и счастливо. Расход топлива и динамика машины -- вот что очевидно страдает в первую очередь при изношенных, а то и «убитых» свечах. Пообщавшись со специалистами СТО и консультантами магазинов города Улан-Удэ, автор этой статьи напоминает автовладельцам республики о том, как важно правильно выбрать свечи зажигания и вовремя их менять.
Выбор и покупка //

Всем известно, что дешево -- не значит хорошо. Поэтому не стоит приобретать свечи там, где они дешевле средней рыночной цены, на всяких развалах и в ларьках. Потому что подделка таких ходовых (ими пользуются абсолютно все владельцы бензиновых моторов) вещей -- очень выгодное дело. Раньше советовали обращать внимание на упаковку товара -- она должна быть качественной, и на сами свечи, которые должны выглядеть приятно -- без оплывших букв и прочих «косяков». Но сейчас это не действует:

-- При нынешнем уровне техники невозможно отличить подделку от настоящей продукции, -- говорит Александр Максименков, директор магазина запчастей «Авторитет». -- Поэтому выход один -- покупать в специализированных магазинах, которые берут товар у представителей производителя, которые дорожат репутацией.

-- Какие производители заслуживают доверия?

-- Начну со всем известной и заслуженно популярной фирмы Denso. Это мощная компания, которая делает электронное и электрическое оборудование для автомобилей. Свечи -- сопутствующий продукт. Все ноу-хау -- денсовские. Платиновые свечи были разработаны и пущены в эксплуатацию этой компанией в 1978 году, в 1997 -- иридиевые. Потом эти технологии приобрела фирма NGK, и принципиально продукция та же -- но они вносят небольшие изменения в конструкцию для улучшения параметров. Могу сказать, что и Denso, и NGK, и Bosch -- который используют на европейских машинах -- это все хорошие бренды. Главное -- правильно подобрать свечи по каталогу -- свеча, даже самая золотая, самая платиновая, но неверно подобранная, неправильно будет работать в двигателе. При высоких оборотах «правильная» свеча проходит самоочистку и снова становится белой, а неправильно подобранная -- продолжает быть покрытой черным налетом нагара, который проводит ток. Ток уходит не по назначению -- куда угодно, в надсвечник, в катушку зажигания или трамблер -- смотря что там стоит -- и выводит их из строя.

Подтверждают эти слова и продавцы улан-удэнского представительства интернет-магазина «Экзист»:

-- Дешевая свечка долго не ходит, -- говорят они, -- для японских автомобилей мы советуем рекомендованные производителем NGK или Denso. Для европейских -- Bosch.

-- Дорогие платиновые свечи имеет ли смысл покупать?

-- Разница в цене -- в четыре раза, -- отвечает «Авторитет»-ный Александр Максименков. -- Поэтому покупайте свечи по каталогу. Прописана платина -- берите ее. Если есть замена обычными свечками -- значит, нужно подумать. Дело в том, что платина и иридий ставятся на те моторы, где конструкцией осложнен доступ к свечам. Чтобы сэкономить на нормочасах, и устанавливают более ресурсные свечи из дорогих сплавов. Либо если это важно для двигателя, особенности которого требуют именно такой проводящей способности. Если мотор обычный, я бы порекомендовал покупать обычные свечи и просто почаще их менять -- через 15 тысяч.

-- Платину покупают мало, -- рассказывают менеджеры Exist.ru. -- В обычных городских условиях, при повседневной езде нет смысла переплачивать за платину или иридий. Самая дешевая платина стоит 600 рублей за штуку, цена на обычные свечи -- от 80 рублей. Существенная разница!

-- Каков реальный ресурс платины и иридия в наших условиях и при нашем бензине? -- спросила автор у Александра Максименкова.

-- Конечно, никак не 100000 километров, как обещано каталогами, а 30--40 тысяч. Но, бывает, и обычные свечки проходят сто тысяч! В целом же свечи зажигания ходят меньше из-за плохого топлива. Запрещенное этилированное топливо все-таки встречается, и оно выводит свечи из строя. Как и присадки в топливо, искусственно повышающие октановое число. В них содержатся сера, медь, да что угодно -- вся таблица Менделеева. В этом случае выкрученная из мотора «мертвая» свеча будет покрыта красным налетом.
Думается, это повод больше не покупать топливо там, где вы словили такое «богатство».

Менять ли самому? /

По поводу замены свечей зажигания в СТО «Ойл-Сервис» рассказали поучительную историю. Один самостоятельный автовладелец решил сэкономить «бешеные» деньги на замене свечей (от 50 руб./штука). Он потратился на свечной ключ и начал выкручивать свечу. Но она сломалась, резьба осталась в головке блока! Извлекая ее, энергичный мужчина просверлил головку блока, и в итоге весь ремонт обошелся ему в 40 тысяч. Поменял свечки…

-- Мы обучались на семинаре NGK, -- рассказывают специалисты по двигателям СТО Winner. -- Чтобы правильно менять свечи, нужно соблюдать момент затяжки -- его измеряют динамометрическим ключом. А извлечение свечей -- еще более тонкая процедура: случается, что резьбовая часть отламывается и остается в головке блока. Это происходит не только при самостоятельной замене, но и на СТО, где недобросовестные слесари не продувают сжатым воздухом колодцы перед заменой. Это делается для того, чтобы выдуть грязь, которая стопорит резьбу. Особенно много грязи на «Маздах» -- что обусловлено конусовидной формой. Там, где предусмотрены защитные колпачки -- на Toyota, Honda, некоторые Mitsubishi -- продувание необязательно.

-– Что еще нужно знать о замене свечей автовладельцу? Я видела, как свечу в свечной колодец попросту бросили.

-- Этого делать, конечно, нельзя. Электрод свечи загнется, она не сможет правильно функционировать, и двигатель будет троить. При обращении на сервис будет сложно поставить диагноз: троение, в первую очередь, бывает из-за свечей, а автовладелец скажет, что их только что поменяли. Мы будем перебирать все другие причины, теряя время. Обращать внимание следует и на свечной ключ, они бывают с резинкой для удержания свечи, а бывают магнитные. Первые плохи тем, что резинка самовольно снимается с ключа и остается в свечном колодце, и начинает потом там плавиться! Магнитные предпочтительнее. (Их и используют в СТО Winner. -- прим. авт.)

-- Что насчет периодичности замены и диагностики свечек? И стоит ли тратиться на «платину»?

-- Советуем вам проверять свечи через 5000 км пробега, для иридиевых и платиновых этот промежуток 10 тысяч. Специалисту состояние свечей расскажет о состоянии двигателя (бедная/богатая смесь и т.д.). Езда на «пробитых» свечах чревата выходом из строя катушек зажигания, высоковольтных проводов (которые существенно дороже самих свечей). Что касается пробега, то обычные свечи в наших условиях ходят 10--15 тысяч, хотя производитель рекомендует их замену через 30000 км. Иридиевые и платиновые свечи должны жить 90000 км, но реально мы сокращаем этот интервал до 30--40 тысяч. Хотя такие свечи могут и больше пройти -- и 50, и 70 тысяч, это зависит от бензина. Железо в бензине выжигает боковые электроды, которые покрыты напылением, а центральный платиновый остается «живой».

-- Что вы можете сказать о производителях свечей?

-- Очень-очень часто подделывают Denso. NGK более надежные. У нас в городе можно купить свечи китайского или германского производства, не японского -- такова логистика поставщиков, но страна производства особого значения не имеет, все знают, что в Китае и на Тайване очень много развернуто заводов мировых брендов. Главное -- не купить подделку.


Ольга Кокорина, для «Номер один».

^