27.07.2011
Очень часто улан-удэнские водители зимой и летом ездят на зимней резине. Но именно в дождливую мокрую погоду, когда покрытие дорог становится скользким, в борьбе с заносом, теряя управляемость, они и понимают, для чего существуют СЕЗОННЫЕ шины. А ведь производители покрышек тратят миллионы евро и миллиарды иен на разработку новых технологий…
Водители, которым по барабану, какая у них резина, обычно и на другое обращают недостаточно внимания. Например, пренебрежительно относятся к сложным погодным условиям. Это становится причиной аварийных ситуаций и поводом подкормить кузовщиков. Поскольку на дорогах ездит очень много новичков, которые только начинают свое вождение, есть смысл привести советы профессионалов относительно езды в мокрую погоду.

Технические мелочи //

Чтобы относительно спокойно чувствовать себя в дождь, будьте к нему готовы. Сезонные летние покрышки (существуют даже специальные дождевые шины с улучшенным отводом воды из-под протектора!) -- один из главных ингредиентов безопасного движения. Еще один непременный атрибут -- это «живые» и рабочие щетки дворников. Залитая в бачок стеклоомывайка тоже необходима в водяную погоду. Ибо песок и частички грязи, которые дворники гоняют по лобовому стеклу, успешно царапают его. Поэтому периодически непременно мойте стекло по-настоящему, дочиста. А пользуясь дворниками, предварительно поливайте его жидкостью. Вода из-под колес других машин не зря имеет коричневый оттенок -- там полно царапучих частичек почвы. А чтобы не лишиться обзорности при разъезде с встречным, который плесканет в вашу машину грязи, побрызгайте на стекло стеклоомывателем заранее. В этом случае дворники не размажут беспомощно густую грязь, ослепляя вас на некоторое время. Кстати, если стекло перед дождем было заляпано останками насекомых, остановитесь и удалите их. Жирные пятна, которые прежде были мухами и паутами, плохо смываются водой и стеклоомывателем. Чистая тряпка и бытовой спиртосодержащий очиститель или хотя бы мыло -- вот что помогает.

Техника пилотирования //

Вообще, вождение в дождь -- это сложно. Причин много: плохое сцепление с дорогой и отвлекающие от дороги постоянно мелькающие капли дождя; мокрые, теряющие эффективность тормоза; большое количество луж, которые скрывают ямы и мелкие препятствия.

Итак, по порядку. Небольшой дождь или начало большого очень опасны -- смешанная с небольшим количеством воды пыль превращается в тонкий слой, работающий, словно смазка. Дорога неожиданно делается очень скользкой. Поэтому нужно сразу же включить в своей голове режим «Скользко!» и снизить скорость.

Когда осадки стали обильными, асфальт становится по-настоящему мокрым -- то есть покрытым тонким и неровным слоем воды. А на мокрой дороге тормозной путь увеличивается примерно в два раза. Плюс вода, попадающая в тормозные колодки, снижает их эффективность и может увеличить тормозной путь еще больше. Чтобы вернуть функциональность тормозной системе, необходимо посушить колодки -- нажать на педаль тормоза несколько раз подряд. Замечено некоторыми водителями, что оригинальные дорогие тормозные колодки меньше страдают от намокания.


Если дождик продолжает идти, машины поднимают воду в воздух, и водная взвесь сильно ухудшает видимость. Добавьте сюда капли на лобовом, боковых, заднем стеклах и на зеркалах заднего вида.

Противный дождь все льет, и появились лужи. Их следует проезжать очень уважительно. На то есть несколько причин. Ямы, спрятанные в лужах, так и ждут возможности «украсить» покрышку грыжей, помять диск или рычаг подвески. Но помимо наезда на канализационные люки, ямы и прочие неприятности, залет в лужу чреват еще и попаданием воды на систему зажигания (вы узнаете об этом по заглохшему двигателю). Попутно вода с грязью попадает в шарниры (рулевые и при наличии в карданные), ШРУСы, на ремни, внутрь дверей и порогов. А при движении колеса по глубокой воде жидкость создает сильное сопротивление движению колеса. Если попасть в лужу обоими правыми или левыми колесами, это может вызвать потерю управления автомобилем вплоть до разворота. Небольшие лужи пропускайте между колесами.

Ну и аквапланирование -- нередко знанием этого красивого термина и ограничивается представление о мокрой езде. Когда вы непозволительно спешно несетесь даже по мелким лужам, появляется «водяной клин» между шинами и асфальтом. Это происходит оттого, что вода не успевает отводиться протектором, и покрышки движутся по поверхности воды. Автомобиль теряет управление. Очень похоже на езду по льду. Аквапланирование появляется и при резком, приводящем к блокировке колес, торможении даже по неглубокой пленке воды. Антиблокировочная система не даст колесам перестать вращаться, но если ваш автомобиль и оборудован АБС, все равно тормозите плавно. Потому что некоторые модели АБС работают в воде неадекватно!

Особенно неприятен и опасен дождь ночью: попадающие на стекло капли образуют слой маленьких линз, сильно преломляющих свет и ослепляющих водителя. А потоки и слой воды, которые освещаются светом фар и уличных фонарей, создают сплошное отсвечивающее море, в котором тонут и размываются границы проезжей части. Есть ли смысл в такой поездке? Обязательна ли она? Семь раз подумайте, прежде чем отправляться в такой путь.

Конкретные советы //

Избегайте езды по обочине дороги. Верхние слои мокрого грунта очень скользкие, и существенно отличаются по сцеплению с шинами от поверхности дорожного полотна. Если по каким-либо обстоятельствам вы все-таки попали на обочину одной стороной своего автомобиля, не делайте резких движений рулем и не топчите тормоз. Плавно давите газ и, нежно поворачивая руль, вернитесь на дорожное покрытие. После этого следует очистить протектор шин от набившейся грязи, двигаясь неторопливо по чистой дороге, либо аккуратно проехавшись по небольшой луже.

С ухудшением видимости мы ничего не можем сделать, кроме как не выключать ближний свет фар -- а лучше противотуманки. Повороты и замедления должны быть плавными и предсказуемыми для других участников дорожного движения. Поскольку ухудшается и обзорность из-за капель на стеклах и зеркалах снаружи автомобиля, боритесь хотя бы с запотеванием стекол изнутри. Но не трите их тряпкой, а включите обдув струей воздуха на стекло, если есть -- воспользуйтесь кондиционером.

Въезжая в лужу, заранее придайте автомобилю нужное направление, советуют асы. Если лужа лежит на повороте, проходить его следует «двойным входом»: первоначальный поворот до лужи, затем руль прямо и проезд лужи по прямой, затем вторичный поворот руля после прохода лужи. Попав в лужу (чувствуется по легкости руля), забудьте слово «резко»: не тормозите, не прибавляйте газ и не рулите.

Потеряв контакт с дорогой, не выворачивайте руль слишком круто, даже если очень хочется; ожидайте прекращения аквапланирования. Если есть возможность объехать лужу, объедьте! Если же нет и переправляться через лужу жизненно необходимо, притом что она выглядит глубокой, проведите разведку. Есть эгоистичный способ: подождать другую легковую машину и пройти по ее колее. Переждите лишь, когда она благополучно выберется на другой берег и волны от нее успокоятся. Не пытайтесь проскочить глубокую лужу на быстром ходу -- поднявшаяся волна зальет двигатель. Спокойно двигайтесь на первой передаче и не переключайте ее -- в момент сброса газа воду может засосать в выхлопную трубу. На автомате зафиксируйте 1 или L. Если в луже вода попадет на вентилятор и зальет систему зажигания, подождите несколько минут и попробуйте завестись -- скорее всего, вода успеет испариться на горячем моторе. Если не помогло, на механике выезжайте «на стартере» вперед или назад (куда ближе) и сушитесь уже на берегу. Если машина с автоматом -- просите помощи. И старайтесь не обращать внимания на визг с пассажирского сиденья: «Я тебе говорила!»

В общем, дождь, как и другие экстремальные условия, расставляет все по местам. У кого резина лучше, а нога плавнее -- тот и круче.


Ольга Кокорина, для «Номер один».
^