27.07.2011
Музыканты водили микрофоном по тазику и пили пиво на сцене оперного.
Фестиваль, который призывает расширить рамки обыденного сознания, проводится в этом году в третий раз. За время существования «Голос кочевников» зарекомендовал себя как уникальное культурное событие, которое обязательно надо увидеть. Вместе с возрастающей популярностью фестиваль приобрел и неоднозначную оценку со стороны зрителей. \\

Новые имена в мире этномузыки//

На 4 дня театр оперы и балета стал центром мировой музыки. К нам приехали такие диковинные группы, как «Хуун-хуур-ту», мировая элита world music, ансамбль из Ордоса «Эзэн», цыганский оркестр из Антверпена Antwerp Gipsy Ska Orchestra и просто волшебная группа Oki dub Ainu band. В очередной раз фестиваль посетил Александр Рогачевский, на этот раз с проектом «Арт-трио». Обаяния добавили «женщина с 1000 голосов» Саинхо Намчалык и американская фолк-певица Nina Nastasia.

Если во всем мире этномузыка развивается, смешивается и звучит по-разному, то в Бурятии с этим небольшие проблемы. Ведь помимо нескольких этномузыкантов республику больше некому представлять. Поэтому было решено первый день фестиваля посвятить конкурсу, где разные коллективы могли заявить о себе. Тройка победителей, помимо наград, получала возможность выступить в последующие три дня.

Благодаря конкурсу в Бурятии появились такие коллективы, как квартет «Хулэг» и женская группа «Хун Хатан». Девушки поразили своим талантом продюсера Александра Чапарухина, который был председателем жюри, и в конкурсе заняли второе место. Главную же номинацию получила группа из Якутии «Дьоhогон».

Шесть лет назад супружеская пара Клавдия и Герман Хатлаевы основали группу «Дьоhогон», где дети, начиная с первого класса, могли научиться играть на древних национальных инструментах: самой маленькой в мире скрипке -- кылхах, шаманском бубне -- демир, ритуальном инструменте тавык и многих других. На фестиваль приехали лучшие ученики.

«Вся гамма эмоций»//

Программа фестиваля была разбита на два блока: в первом выступали победители конкурса, а во втором -- приглашенные гости. И так получилось, что зрители сперва слушали довольно обычную народную музыку, которая для бурятского зрителя не внове: имитация животных, птиц, звуков природы, старые народные композиции, горловое пение и т.д. А затем на сцену выходили гости фестиваля и начинались эксперименты.

Поэтому зрители пережили всю гамму эмоций: от небольшого недовольства до эйфории.
Тем, кто пришел на фестиваль, чтобы услышать и увидеть нечто невообразимое, пришлось целый час слушать народную музыку в довольно классическом исполнении. А те, кто был настроен на степенную этномузыку, были шокированы тем, что творилось во втором блоке.

«А какая этномузыка у нас есть? У нас ведь кроме чистого фолка практически ничего и нет, -- делилась в интервью Наталья Уланова. -- Поэтому у многих сложилось мнение, что победители конкурса -- это одни хуры, морин-хуры. Хотя и хорошего качества».

С другой стороны, в нашу редакцию даже поступали звонки от пожилых жителей, которые были возмущены тем, «как оскверняют храм искусства». Речь в данном случае шла о цыганском оркестре, артисты которого во время своего выступления пили пиво и устроили бешеные танцы вместе со зрителями.

Эксперименты гостей шокировали улан-удэнцев//

Организаторы фестиваля относятся к таким возмущениям спокойно. «Конечно, оперный театр -- это не та сцена, где должен проходить фестиваль такого формата, -- говорит Наталья Уланова. -- Оперный может быть одной из сцен, где могут звучать такие коллективы, как Violin-Huur band, -- это сочетание классической и этнической музыки. «Хуун-хуур-ту» со своей душевной акустической музыкой органично вписываются в пространство театра оперы и балета.

Но балканская танцевальная музыка Ska, которая обладает такой бешеной энергией, что хочется прыгать, танцевать и скакать, -- это, конечно, отличается от предыдущих коллективов. Antwerp Gipsy Ska Orchestra -- это цыгане, свободные люди, которые не понимают, как можно не танцевать! Конечно, не совсем привычно было их видеть на сцене оперного. Тем более, глазами консервативных людей, которые привыкли к определенным штампам.

Было не понято частью зрителей и арт-трио Александра Рогачевского (г. Иркутск), которые во время своих экспериментов на сцене водили микрофоном по тазику. Необычной казалась и Саинхо. Известная тувинская певица, ныне проживающая в Австрии, смешивает этническую музыку Тувы с различными направлениями западной музыкальной культуры. «Женщина с 1000 голосов» обладает широким голосовым диапазоном. Она обращается к древним голосовым техникам, практикует тибетское двухголосие и в то же время использует новейшие способы звукоизвлечения.

«Волшебный голос Тувы» очень ждала приезда в Бурятию, чтобы своими глазами увидеть феномен нетленного тела Хамбо-ламы Итыгилова. Одна из ее композиций была посвящена великому учителю.

Музыка айну//

На заключительный день фестиваля организаторы припасли коллектив, который не оставил равнодушным никого. Oki dub Ainu band -- это смесь различных стилей: здесь и даб, и регги, и африканские мотивы, но в основе всего -- музыка народа айну. Лидер группы -- Оки -- айну по происхождению. Древнейшее население Японских островов, айну некогда жили и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, на Сахалине и на Курильских островах.

Oki dub Ainu band -- волшебный коллектив, во время выступления которого ты сидишь завороженная, в полумедитативном состоянии. Это даже можно назвать пробуждением. И это удивительное состояние, когда ты просто испытываешь радость.

Несомненно, Oki dub Ainu band покорили всех. «Моя религия -- это любовь, -- говорит лидер группы Оки Кано. -- Со сцены я призываю людей к любви и доброте. И никакой атомной войны! После катастрофы на Фукусиме мое мировоззрение кардинально поменялось. Страдают дети. Люди, которые до этого жили в мире и покое, сейчас поняли, как все в нашем мире хрупко и недолговечно, и это страшно. Моя музыка предназначена для всех -- и для детей, и для старшего поколения».

Фестиваль завершился. Нам остается только гадать, что мы увидим в следующий раз. Но однозначно будут открытия, новые впечатления и эмоции.

Екатерина Хыртыгеева, «Номер один».
^