07.09.2011
Интернет уже давно стал частью жизни большинства жителей республики. Только в сети «Вконтакте» улан-удэнцев насчитывается более 185 тысяч человек. Даже с учетом того, что часть из них -- это т.н. «боты», созданные для рекламы различной продукции, все равно это очень много. Как используют этот ресурс партии и общественные организации Бурятии для продвижения своих идей?
Умеренные \\

Из политических организаций Бурятии наиболее многочисленной является группа «Молодая Гвардия. Улан-Удэ». Но в группе состоит всего 288 человек, что сравнительно много, но вопиюще мало по сравнению со 185 тысячами людей, записанными в группу «Улан-Удэ». Группа объявляет себя «отделом кадров для молодежи, которая в итоге и решит в нашей стране все!».

Есть еще две группы, которые озаглавлены просто «БРО «Единой России». В одной из них состоят три члена, в другой -- вообще один. Причем, первая из этих групп (в которой три человека) явно направлена против той партии, названием которой они прикрылась, -- пишется здесь о партии лишь критика, зачастую нецензурного характера. Не отличается жизнью и креативом группа «Общенациональный народный фронт РБ», которая на главной странице просто выложила речь Путина о создании фронта и не имеет ни одного подписчика.

Красные в Сети \\

Интересно, что отдельной группы у партии коммунистов в Сети нет. Зато существует «Ленинский комсомол Бурятии», насчитывающий 151 человека. На главной странице руководители группы, именующие себя «Союзом коммунистической молодежи Республики Бурятия», призывают объединиться «всех, кому не безразлична судьба нашей республики, кто не хочет мириться с произволом действующей власти!».

Еще одной группой с ярко-красным оттенком является сообщество «АКМ-Забайкалье». АКМ расшифровывается (как впоследствии стало понятно) не традиционно «автомат Калашникова модернизированный», а как «Авангард красной молодежи». В описании они позиционируют себя как «независимая интернациональная коммунистическая организация», идеологией является марксизм-ленинизм, который для авангарда «не догма, а руководство к действию, идейная основа и творческий метод решения жизненно важных проблем современности».

Блеск и скукота оппозиции \\

В «Авангарде» состоит 74 человека. Это, видимо, максимальное количество пользователей «вконтакте», ностальгирующих по СССР. «Что бы про нее ни говорили и кто бы про нее ни говорил, АКМ -- это та организация, без которой нельзя представить Россию», значится на главной странице. Странно это -- АКМ как оружие еще можно охарактеризовать, как нечто, без чего невозможно представить Россию, но про организацию это сложно сказать. Необходимо уточнить, что группа «АКМ-Забайкалье» объединяет не только молодых коммунистов Бурятии, но и Забайкальского края.

Группа «Справедливая Россия. Бурятское отделение» неожиданно занимает второе положение по количеству своих членов, насчитывая 160 человек. Довольно-таки скучная группа, в которой расписывается сухим, казенным языком, чем и кем является партия современных эсеров, в конце которой посетитель отсылается к основному сайту партии. Даже удивительно, как с такой скучной главной страницей руководители группы смогли привлечь более полутора сотен девушек и молодых людей.

Оппозиционеры «вконтакте» \\

В группе внесистемной оппозиции «Солидарность -- Республика Бурятия» насчитывается всего 32 человека. В плюс руководителям группы можно отнести умение использовать ресурс этой социальной сети для координации своих действий, например, для организации митингов. Впрочем, это и неудивительно, т.к. представители несистемной оппозиции практически не имеют других площадок для пропаганды своих идей, кроме улицы и Интернета. Но и здесь, на наш взгляд, есть куда двигаться. С учетом того, насколько Интернет (и в т.ч. бурятский) полон протестными настроениями, особенно среди демократически настроенной молодежи, цифра в 32 члена говорит о явной недоработке руководства группы.

В общем и целом, в Бурятии потенциал социальных сетей для возможной агитации является явно недооцененным ресурсом. Так, улан-удэнцев «вконтакте» с коммунистическими и социалистическими убеждениями насчитывается свыше шести тысяч. Но группы, поддерживающие КПРФ и СР, недосчитывают даже четыреста человек. Чистых либералов в соцсети больше девяти тысяч. Казалось бы, это готовый электорат для БРО партии «Правое дело». Но группы с таким названием не существует вовсе.

С другой стороны, еще не оценена степень электоральной активности завсегдатаев «вконтакте», «одноклассников», «фэйсбука» и всех прочих «моймиров». Непонятно, сколько из этих 185 тысяч улан-удэнцев во время выборов отрываются от своих кресел и идут высказывать свое мнение в реальном мире на избирательные участки. Которое активно пропагандируют в онлайне. Это тема, по-видимому, для будущих серьезных исследований.

Владимир Сергеев, «Номер один».
^