25.08.2004
Через неделю школы Бурятии вновь распахнут свои двери. Тысячи ребят и девчонок отправятся в увлекательный путь по дороге знаний. Школьные дворы заполнятся нарядными детишками с букетами цветов и взволнованными родителями. Для педагогов День знаний — самый радостный день в году. Гораздо радостнее, чем день выпуска. Встречать новых учеников все-таки приятней, чем провожать. Будет звучать музыка и торжественные речи. С чем идут наши школы в новый год?
Республика находится на самом дне демографического провала. Сегодняшний первый класс — эхо 1997-98 гг., в эпоху дефолта людям было не до детей. У школьной системы свой цикл. Этой весной школы покинул последний большой выпуск. Подобное многолюдство в одиннадцатых классах повторится не скоро. Начиная с нынешнего учебного года число выпускников начнет уменьшаться.
В этом году по предварительным оценкам, в первый раз в школу пойдут около 12 тысяч учеников. Возможно, количество первоклашек будет чуть больше, однако не намного.
Для многих учителей нынешнее Первое сентября — это праздник со слезами на глазах. Образовательная система переживает не лучшие времена. Новые условия требуют адаптации. В первую очередь это касается сельских школ. В этом году в республике закрылись несколько образовательных учреждений. По одной средней школе ликвидировано в Заиграевском и Муйском районах. В Хоринском и Северобайкальском — по одной начальной сельской школе.
Этому есть свои причины: ученик малокомплектной сельской школы обходится бюджету гораздо дороже, чем городской ученик,— около двенадцати тысяч рублей.
Сокращаются и ставки педагогов, прежде всего за счет учителей начальных классов. В прошлом году в республике число преподавателей уменьшилось на 229. Сейчас в министерстве образования РБ не смогли пояснить сколько педагогов останется на работе к новому учебному году. Эти данные пока не подведены. К тому же школа не может удержать молодых учителей. Поэтому по Бурятии доля работающих учителей-пенсионеров равна 13 процентам ( по России — 11 процентов). У сорока процентов учителей республики имеется стаж свыше двадцати лет.
Но несмотря на грустные тенденции в школьном образовании республики есть и много положительного. В октябре в республику должны прийти шестнадцать комплектов учебно-лабораторного оборудования для кабинетов физики, химии и биологии. Соответственно, ими будут укомплектованы 16 школ. На это израсходуют более трех миллионов рублей. Теперь новые знания ученики смогут подкреплять практическими занятиями и проведением опытов.
Продолжится компьютеризация школьных библиотек. В новом учебном году планируется поставка в Бурятию 130—140 комплектов спутниковых систем. Десятки школ будут подключены ко всемирной сети Интернет. Эта модернизация финансируется как за счет республиканского, так и федерального бюджетов. В школах повсеместно продолжится апробация профильного обучения. Главное здесь в том, что ученик существенно расширяет свои возможности в выборе индивидуальной образовательной программы.
Также продолжится эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования. В нем только по федеральному списку участвуют 29 образовательных учреждений Бурятии, плюс еще восемь — по собственной инициативе. Новая структура общего среднего образования отличается от прежней. Во-первых, разгружается начальная школа. Во-вторых, ученики 5—10 классов станут получать более фундаментальные знания. Втретьих, сложные разделы физики, химии и биологии будут перенесены из основной общеобразовательной школы в старшие классы, профильные. Все это должно освободить школьников от сверхнормативной обязательной учебной нагрузки.
Ведется в республике и подготовка к массовому приходу в Бурятию Единого госэкзамена. В 2004 году при тестировании у нас была выявлена интересная картина в этом направлении. Среднероссийский балл по всем предметам равнялся пятидесяти. По Бурятии в одиннадцатых классах идет превышение этого балла по истории и обществоведению. Отставание (до пяти баллов) отмечено по предметам естественно-математического цикла. По сравнению с прежними годами результаты тестирования значительно улучшились.
^