26.10.2011
К консультантам Службы телефона доверия Республики Бурятия поступает все больше звонков от детей, чьи родители разводятся. Для родителей развод -- разрешение конфликтной ситуации, а для ребенка -- крушение картины мира, потеря безопасности, смеха и любви. Поэтому важно, чтобы в процессе развода самые близкие ему люди продолжали оставаться родителями и в первую очередь думали о ребенке, а не поддавались порывам эгоизма.
К консультантам Службы телефона доверия Республики Бурятия поступает все больше звонков от детей, чьи родители разводятся. Для родителей развод -- разрешение конфликтной ситуации, а для ребенка -- крушение картины мира, потеря безопасности, смеха и любви. Поэтому важно, чтобы в процессе развода самые близкие ему люди продолжали оставаться родителями и в первую очередь думали о ребенке, а не поддавались порывам эгоизма.

Разводов становится больше

По словам руководителя Службы детского телефона доверия Анны Кунейкиной, к ее специалистам в последние годы все чаще обращаются по вопросам взаимодействия с ребенком в процессе развода.

- Особую важность приобретает вопрос о влиянии развода на детей и подростков, - утверждает Анна Кунейкина. - Объясню это всего на одном примере. Во время моей работы в качестве консультанта телефона доверия ко мне обратилась девочка. Так как мы сохраняем анонимность звонившего, назову ее Марина. Сначала Марина просто плакала в трубку. Было понятно, что ей очень тяжело. Я успокаивала ее, ждала, когда она сможет рассказать о причине слез. Оказалось, что ее родители недавно развелись. Марина тяжело переживала это время. Переживала внутри себя. Ни с кем не проговаривала свое состояние. В глазах окружающих девочка выглядела, как обычно: ходила в школу, «тусовалась» с подружками, поведение девочки не говорило о том, что ее что-то беспокоит. Однако когда консультант спросила девочку про ее, Маринины, чувства, она ответила (стиль изложения сохранен): «Да мне казалось, что это я виновата во всем! Когда родители ругались, я думала, что из-за меня. Раздражали их скандалы! Потому что часто орали друг на друга из-за меня: «почему ребенок голодный», «кто должен ходить на родительские собрания», «откуда взять деньги на сапоги или учебники или еще что-нибудь?» Вообще мне не нравилось дома».

Откровение ребенка -- полпобеды

В телефонном разговоре с консультантом девочка призналась, что раньше, когда она была маленькая, все было хорошо. А спустя годы родители стали врагами, и в тот момент она боялась при маме звонить папе, говорить про него.

В случае с Мариной все завершилось благополучно. Отчасти от того, что консультант службы телефона доверия правильно построил диалог с ребенком, помог девочке понять, что в ухудшениях взаимоотношений своих родителей она не виновата. Проговаривание своих эмоций помогло Марине представить ситуацию в другом свете. Ситуация перестала быть тупиковой.

Вместе с консультантом они смогли простроить примерный диалог с мамой и папой. Через некоторое время позвонила мама девочки. Она была растеряна, удивлена, что Марина позвонила на телефон доверия. Женщина и не подозревала, что дочь так сильно переживает распад их семьи. «Она же ничего не говорила нам!» -- недоумевала родительница.

С мамой удалось поговорить о ее видении ситуации. Женщина поняла, что сама слишком глубоко окунулась в процесс развода и не заметила: Марина тоже переживает, пожалуй, даже сильнее всех.

Консультант телефона доверия может оказать помощь по многим вопросам, в том числе и по проблематике травматической для ребенка ситуации в результате развода родителей.

Родителям же советуют проговаривать с детьми то, что они ни в коем случае не виноваты в разрыве отношений между родителями, дети не должны быть свидетелями, тем более участниками конфликта между родителями.

Мнение эксперта

По словам ведущего специалиста-эксперта Республиканского агентства по делам семьи и детей, ответственного секретаря Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ивана Суворова, на заседания редко попадают дети, в семьях которых здоровая эмоциональная обстановка, любящие и ответственные родители.

- Проблемы в семье, конфликты между родителями оказывают негативное воздействие на поведение несовершеннолетних. Кризис в семье может стать одним из факторов безнадзорности детей, а затем и совершения ими правонарушений, - констатирует Иван Суворов. - Разбирая, анализируя причины правонарушений, совершаемых подростками, необходимо отметить, что сложная обстановка в семье, где родители разводятся, может стать одним из факторов, провоцирующих ребенка совершать противоправные действия.

Что делать?


Родителям, которые все же считают, что единственным выходом из тупиковой ситуации является развод, придется собраться с силами. Как бы они ни были огорчены, какие бы чувства ни испытывали -- необходимо помнить: ребенок не должен почувствовать себя эмоционально заброшенным, ибо таким образом он теряет обоих родителей сразу! Если вы чувствуете, что не в состоянии справляться со своими эмоциями и не можете уделять ребенку должного внимания, что ваш ребенок страдает не только от развода родителей, но и от вашей безучастности, что ему «не к кому приткнуться», срочно принимайте меры. Последствия переживания такой заброшенности могут в будущем превзойти по тяжести пережитый родительский развод.

Главное, что нужно помнить родителям: ваше поведение -- залог будущего ребенка и его счастья. Важно, чтобы ребёнок остался эмоционально уравновешенным, счастливым, думающим человеком, который знает, что даже если мама и папа не живут вместе, они по-прежнему любят его.

Дети, подростки и их родители смогут получить квалифицированную помощь по телефону доверия, в том числе в случае жестокого обращения с несовершеннолетними. Позвонив по нему, можно быть уверенным -- тебя не только внимательно выслушают профессиональные консультанты, но и приложат все усилия, чтобы помочь найти выход из сложной ситуации. Важно помнить -- все разговоры бесплатны и анонимны!

Республиканская служба телефона доверия, тел.: 8-800-2000-122, 8-800-350-25-25.

БЕСПЛАТНО -- звонить можно со всех телефонов (стационарных и мобильных).

АНОНИМНО -- звонящий может не называть своего имени, фамилии и пр.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНО -- информация, полученная в ходе разговора, никому не передается, если только звонящий сам не попросит об обратном.

КРУГЛОСУТОЧНО -- звонить можно в любое время, консультанты обязательно поприветствуют вас и предложат свою помощь.
^