25.08.2004
Кабанский район по наличию курортных и просто красивых мест, пожалуй, впереди всей Бурятии. Здесь наиболее благоприятный климат для отдыха, есть железнодорожные пути, здесь проходит федеральная трасса Кяхта — Иркутск. Развитая дорожная инфраструктура — это одно из главных условий развития массового туризма. А развивать его есть где.
Местность Сухая знаменита не только своими красотами, но и лечебными грязями, термальными источниками. О последних среди мужчин ходят настоящие легенды. Искупавшись в природной горячей ванне, любой представитель сильного пола может быть уверен, что его потенция получила дополнительный бонус. Энхалук знаменит особым байкальским микроклиматом, а Алимасово славится прекрасным песчаным берегом и Байкалом, в котором можно купаться начиная с июля: в этом районе за счет песчаного мелкого дна очень хорошо прогревается вода. А о Байкальском прибое и Култушной и так все знают.
— Развитие туризма в Кабанском районе, — рассказывает Михаил Пнев, глава администрации района, — невозможно без крупномасштабных инвестиций. Взять, например, Байкальский прибой. Турбазы, которые стоят вдоль побережья, давно уже морально, а в некоторых случаях и технически устарели. Вопрос только в том, кто будет все это обновлять. Не секрет, что москвичи, иркутяне, читинцы готовы вкладывать в туристический бизнес на бурятской земле средства, но я не совсем с этим согласен. Я считаю, что в первую очередь мы сами должны позаботиться о развитии туризма, а активно привлекать внешние инвестиции нецелесообразно.
Однако жители Бурятии, может, и хотели бы вкладывать деньги в туризм, но требуемых средств нет. Начавшийся отвод земель в Алимасово пока привлек только бизнесменов из других регионов России. Этим летом в Алимасово начали строительство турбазы представители читинской фирмы "Дали". На самом теплом берегу Байкала уже построены симпатичные аккуратные домики, большая столовая, обустроена территория. Сейчас все строительные работы подходят к концу, и в следующем летнем сезоне турбаза примет первых гостей.
Жители Кабанского района работают в основном в придорожном сервисе, ориентированном на туристов. Его тоже нужно поддерживать и развивать, считает Михаил Пнев. Придорожный сервис в Кабанском районе есть. Какой он, это другой вопрос. Сейчас нужно заняться его развитием и наведением лоска. Министерство экономического развития вплотную занялось этим вопросом. Развитие туризма, говорят в министерстве экономики, невозможно без развития придорожного сервиса. В настоящее время готовится генеральный план, в котором будет сказано, в каких районах какие услуги и предложения нужно развивать в первую очередь. Кабанский район опять же оказался на первом месте по изучению этой отрасли: именно здесь проходят самые большие автопотоки.
— За последние десять лет в Кабанском районе придорожный сервис, можно сказать, сформировался, — рассказывает первый заместитель министра экономики Александр Макаров. — На любом участке дороги можно покушать, заправиться, устранить мелкую техническую неисправность на автомобиле, позвонить. Теперь нужно сделать придорожный сервис более качественным и привлекательным, в том числе и внешне. Еще одной общей рекомендацией станет создание "логотипа" или "брэнда" каждого туристического района.
— Я считаю, что туристические районы нашей республики должны задуматься над собственным брэндом, — говорит Александр Макаров. — Каждый район уникален, и это должно быть использовано в привлечении туристов.
^