19.10.2011
14 октября в Русском драматическом театре им. Николая Бестужева состоялась премьера спектакля «Три сестры».
14 октября в Русском драматическом театре им. Николая Бестужева состоялась премьера спектакля «Три сестры».

Пропустить эту премьеру невозможно: во-первых, Чехов есть Чехов, во-вторых, режиссером спектакля является Анатолий Баскаков. И это его первая постановка на сцене Русского драматического.

Сегодня, когда общество разделено на целевые аудитории, для которых создаются «разжеванные» идеи и мысли, очень важны подобные постановки. «Три сестры» Антона Павловича Чехова сложно отнести к категории спектаклей, которые «нравятся». Ведь спектакль создается не с целью понравиться, а чтобы заставить зрителя думать.

«Практически все произведения Чехова об одном - как из себя по капле выдавливать раба, - говорит Анатолий Баскаков, режиссер-постановщик спектакля, главный режиссер Русского драматического театра им. Н. Бестужева. - Об этом и «Три сестры». Есть произведения, в которых говорится, как стать героем, погибнуть во спасение человечества, а здесь речь идет о том, как выжить во имя себя».

И когда человек об этом начинает задумываться, будь то на спектакле, или где-то еще, если он формулирует для себя, кто он, что ему нужно, и в каком направлении двигаться, тогда можно сказать, что все это сделано не зря.

«Мне сложно играть эту роль, - говорит Анастасия Турушева, артистка театра, исполнительница роли младшей сестры Ирины. - Для меня Чехов - новатор. В его пьесах можно увидеть нашу современную жизнь. Как говорит один из героев «Трех сестер», изменятся пиджаки, мы будем летать, прогресс будет двигаться вперед, но люди по-прежнему будут страдать и плакать. Чехов пишет на века. Его сложно понимать. И даже Анатолий Борисович (Баскаков) не до конца увидел всю пьесу, и мы не до конца сделали спектакль. Ведь спектакль как ребенок: он еще не родился, мы должны его доносить вместе».

«Причина, побудившая меня поставить в этом театре Чехова, - художественная, воспитательная, педагогическая, - говорит Анатолий Баскаков. - Я глубоко уверен, что Чехов для всех. Конечно, найдутся и те, кому Чехов не нужен. Есть люди, которых корежит от любого произведения, если оно заставляет думать. Эти люди никогда не ходят в театр. Но есть и те, кто ходит в театр, но думает, что Чехов - это скучно. Развенчать этот миф - также одна из задач. Когда тебя заставляют работать, совершать внутренний процесс, это вызывает сопротивление. Однако тех, кто не хотят жить и думать, - процентов 15, все остальные хотят и стремятся к обратному. И здесь главное - процесс, а не результат».

«Три сестры» заставляют думать, и этот процесс не так прост. «Когда читаешь сценарий, ты ничего не понимаешь, - рассказывает Анастасия Турушева. - Тебе кажется, что перед тобой какие-то пустые слова. Но когда начинаешь их понимать, перерабатывать, приходит осознание, что и с тобой это тоже происходило. Бывает и так, что какие-то черты твоей героини переходят в жизнь. Я, например, после этой роли стала очень терпеливой, иной раз лучше смолчу».

И все-таки, где найти ответ на все эти глобальные вопросы? Ведь даже финал спектакля оставляет вопрос открытым: главные герои на фоне падающих листьев и сломанных людей.

Стоит отметить, что в работе над спектаклем принимали участие профессионалы из разных городов. Так, сценическим светом занимался художник по свету Наталья Гара (г. Томск), а также Сергей Грачев (г. Москва). Вообще, подобные специалисты - редкость в любом городе, в Улан-Удэ уж точно.

Специально для спектакля была написана музыка. Композиторами выступили Евгений Вороновский (г. Москва) и дочь Анатолия Баскакова Дарья Баскакова.

Соня Матвеева, «Номер один».

Фото Сергея Примакова.
^