02.11.2011
Торговые сети в Улан-Удэ с недоумением воспринимают решения мэрии о поддержке местных товаропроизводителей путем открытия сети киосков под брендом "Продукты Бурятии".
Торговые сети в Улан-Удэ с недоумением воспринимают решения мэрии о поддержке местных товаропроизводителей путем открытия сети киосков под брендом "Продукты Бурятии".
Несколько крупнейших предприятий, в число которых входят "Николаевский", "Амта", БМПК, БМП, "Бурятхлебпром" и другие, организовали некоммерческое партнерство "Продукты Бурятии". По мысли организаторов проекта, они смогут создать независимую от ритейлеров розничную сеть. Выглядеть она будет как комплексы фирменных киосков, расположенных в самых населенных частях Улан-Удэ.

— Думаю, это очень удобно для жителей, — сказал Геннадий Айдаев. — Приехал, купил продукты и пошел домой. Рыба, мясо, колбасные изделия, сыры, молочная продукция — все есть. Не обязательно будет ехать в центр, где работает "Абсолют" или "Титан", с покупками идти на трамвай-автобус, чтобы добраться до дома. Когда открыли первый комплекс, жителям очень понравилось, идут отклики, что стало удобно.

Кроме удобства, у производственников есть и другой мотив. Им надоело вечно выпрашивать места в супермаркетах и торговаться за цену. Поэтому было принято решение — отобрать некоторую долю розницы, развивая собственный сбыт. Тем более цены в фирменных киосках ниже: от конвейера на прилавок товар приходит без сетевой наценки. К тому же киоск — это не здание супермаркета, расходная часть на содержание меньше.

Мэрия решила всерьез поддерживать "Продукты Бурятии". Кроме "удобства для населения", о котором заявил Геннадий Айдаев, необходимо учитывать социальный фактор — цены для населения в фирменных киосках все-таки ниже сетевых. Причем, по информации "Номер один", начавшееся сотрудничество может вылиться в официальное соглашение между "Продуктами Бурятии" и мэрией — документ в стадии разработки. Вероятно, товарищество вполне может претендовать на льготы со стороны мэрии, законодательно возможные в рамках муниципалитета.

Естественно, у сетевиков кардинально другой взгляд на подобное городское новшество. Во-первых, по мнению ритейлеров, киоски ставятся впритык к некоторым торговым центрам, и таким образом "Продукты Бурятии" бьют по их карману. Во-вторых, некоммерческое товарищество изначально было закрытым клубом, куда не приглашались другие производители, например, производственные подразделения тех же торговых сетей. То есть, по версии ритейла, собрались несколько топ-менеджеров и под девизом "Покупайте местное!" осуществляют агрессивный коммерческий проект при продержке мэрии. В-третьих, ссылки на дефицит полок в крупных сетях для местных товаропроизводителей почти всегда несостоятельны, а локальные конфликты не следует считать за тенденцию.

Эти претензии к проекту были высказаны на совещании в министерстве промышленности и торговли Бурятии на прошлой неделе, где представители крупнейших сетей обсуждали проблемы торговли с Александром Гребенщиковым. Несмотря на внутривидовую конкуренцию, сети выступили консолидированно. Их интересует мнение УФАС по Бурятии и Роспотребнадзора к этому проекту.

Виктор Золотарев, "Номер один".
^