02.11.2011
26 октября открылась выставка Марии Шестаковой.

Одна из глобальных миссий художника — уметь отразить время. Мария Шестакова умела это делать легким движением руки, без искажения смысла.
26 октября открылась выставка Марии Шестаковой.

Одна из глобальных миссий художника — уметь отразить время. Мария Шестакова умела это делать легким движением руки, без искажения смысла.

Выставка посвящена 100-летию со дня рождения художницы. 26 октября в Художественном музее им. Сампилова собрались родственники художницы, ее сын Сергей Тимин, супруг — знаменитый художник и скульптор Александр Тимин, коллеги и многочисленные друзья. Среди них немало известных личностей, которые стояли у истоков развития искусства в Бурятии. На выставке представлены работы из семейного фонда семьи художницы.//

"Мария Ефимовна Шестакова — театральный художник, живописец, — рассказывает Людмила Цыреннимаева, заведующая экспозиционным залом музея им. Сампилова. — Родилась 1 марта 1911 года в городе Улан-Удэ. Окончила Иркутский художественный техникум. Училась у Ивана Копылова, очень известного художника, педагога, который взрастил целую плеяду талантливых художников Сибири".

Имя Марии Шестаковой связано с рядом известных имен. Например, ее отец Ефимий Шестаков служил подполковником на станции Дивизионная, а в годы Первой мировой воевал под командованием Брусилова.

Определенное влияние на художницу оказывал ее супруг Александр Тимин, известный художник, скульптор, автор конной группы на фронтоне театра оперы и балета, Памятника павшим, Мемориального комплекса декабристов в Новоселенгинске.

"Тимин в те годы стремительно развивался и уже имел репутацию авторитетного художника-профессионала, — говорит Людмила Цыреннимаева. — И Шестакова рядом с ним нисколько ему не уступала. Помимо того, что она была его помощницей, воспитывала детей, она еще и создавала прекрасные картины".

Мария Шестакова, ее супруг, а также знаменитые художники Цыренжап Сампилов, Доржи Мэрдыгеев, Александр Окладников и другие входили в число художников, с которых начинался Союз художников Бурятии.

"Все они были заряжены на то, чтобы прославлять свою землю и бурятский народ, — говорит Людмила Цыреннимаева. — Причем, они писали жизнь реалистически, отражая целую эпоху, создавая портрет времени, чем жил народ в то время, — в этом и заключается задача художника".

Именно таким портретом времени стала картина "Утро. Уборка урожая". Перед нами предстает послевоенное время, когда люди, несмотря на голод и разруху, были полны надежд на светлое будущее. Марии Шестаковой удалось очень тонко и правдоподобно передать общий настрой людей.

Хотя в целом творчество художницы разнообразно и динамично: она не только занималась живописью и графикой, но и сотрудничала с театрами Бурятии, оформляя спектакли, создавая эскизы костюмов и вдохновляя балетмейстеров и режиссеров.

"Трудно назвать хотя бы одну из классических театральных постановок, к которой Мария Шестакова не создала бы сценические декорации или эскизы костюмов ("Лебединое озеро", "Фауст", "Красавица Ангара", "Разрыв-трава" и многие другие), — говорит Людмила Цыреннимаева. — Все ее работы исполнены искреннего воодушевления, лиризма, грации и света, отличаются присущей художнице особой системой выразительных пластических средств. Все это свидетельствует о том неоценимом вкладе, который был внесен ею в развитие театрально-художественного искусства Бурятии".

Соня Матвеева, "Номер один".
^